Наверх

Судьбы выпускников БГУ

Опубликовано: 1848 дней назад (31 октября 2014)
Рубрика: Без рубрики
Редактировалось: 3 раза — последний 31 октября 2014
Просмотров: 1347
+2
Голосов: 2
Судьбы выпускников БГУ
Физик и метеоролог Л.В.Гульницкий

Ровно 93 года назад 30 октября 1921 года состоялось торжественное открытие Белорусского Государственного Университета. Хочется рассказать молодым читателям Геоверсума о судьбах некоторых преподавателей и студентов 20-х годов.
В числе студентов БГУ тех лет был и Леонид Викентьевич Гульницкий – видный послевоенный казахский учёный в области теоретической физики и метеорологии, доктор физико-математических наук, профессор, заслуженный деятель науки Казахской ССР. Имя этого человека практически неизвестно в Республике Беларусь. Между тем Л.В.Гульницкий в довоенное время много сделал для развития белорусской физики и гидрометеорологической науки.
В конце 90-х годов в архиве Белорусского республиканского гидрометцентра мне удалось ознакомиться с альбомом фотографий довоенной Белорусской научно-исследовательской геофизической обсерватории. Этот альбом из подмосковного Кучино в 1955 году прислала к 25-летнему юбилею организации вдова организатора и строителя обсерватории Алексея Ивановича Кайгородова – Юлия Михайловна. Настоятельно просила вернуть ей эту дорогую для неё вещь после юбилея, но по каким-то причинам альбом остался в обсерватории. На безименных фотографиях были запечатлены работники обсерватории – метеорологи, аэрологи, актинометристы, служащие технических мастерских. Никого из довоенных работников обсерватории в живых к этому времени не осталось и кто были эти люди никто не знал. Как актинометрист по дипломной работе, я в первую очередь заинтересовалась кто же работал в отделе актинометрии. С течением времени узнала фамилии двух физиков – Анисимов и Гульницкий. Но кто из них был точно изображён на фотографиях установить было невозможно. Помогла необходимая в работе любого исследователя проработка общих материалов по истории науки. В одной из статей о работе гидрометслужбы Казахстана в годы войны наткнулась на знакомую фамилию – Гульницкий. Это был и.о. директора Алма-Атинской геофизической обсерватории. Не теряя времени обратилась за помощью к знакомой одной из сотрудниц ГМЦ из Казахстана, чтобы та передала мой запрос в соответствующий архив. И уже через месяц пришёл ответ с биографическими данными и фотографией Л.В.Гульницкого 1942 года. Так как внешность этого человека была характерной и мало изменилась по сравнению с довоенными годами, то личность первого актинометриста была установлена абсолютно точно. Ну а второй, естественно, был предположен как Анисимов. Далее, зная, что эти физики были выпускниками физмата БГУ, с помощью музея университета заказала их личные дела в Историческом архиве. На крошечных юношеских фотографиях из личных дел изображения Анисимова и Гульницкого подтверждали мои выводы. Об В.К.Анисимове напишу как-нибудь в другой раз, а пока обратимся к биографии Л.В.Гульницкого.

Родился Леонид в апреле 1908 года в д.Савичи Гродненской губернии, Слонимского уезда, Дятловской волости в семье учителя. Отец был участником Первой Мировой и Гражданской войн. Семья испытала нелёгкие хлопоты беженцев, была выслана в город Велиж, откуда переехала в Муром и далее в Уфу и Минск.
В 1925 году Леонид окончил семилетку в Старых Дорогах и сам стал работать учителем в школе для взрослых. Через год подал документы на физмат БГУ. В университете участвовал в работе научного кружка под руководством доцента математика Владимира Кондратьевича Дыдырко, дореволюционного преподавателя Минской гимназии. Недавно, рассматривая фотографию студентов, членов этого кружка, с удивлением очень быстро опознала Гульницкого, сидящего слева от Дыдырко. А рядом с Леонидом в том же ряду сидел … мой отец – Илья Овчинников, в то время (1928 год) студент факультета экономики и права. Недаром, мой отец всю жизнь занимался добровольно и бескорыстно метеонаблюдениями. Среди его знакомых было много известных белорусских метеорологов, в их числе оказался и Гульницкий. Для меня этот факт явился открытием. В 1930 году Овчинников и Гульницкий закончили БГУ. Но, скорее всего, на почве метеорологии они продолжали поддерживать отношения. Илья Михайлович планировал учёбу в аспирантуре. Он был одним из лучших студентов БГУ. В 1928 году был избран студентами и преподавателями университета депутатом Минского горсовета. Но аспирантура для него оказалась закрытой. В 1930-м в СССР проводилась операция “Весна”, по которой десятки тысяч офицеров бывшей старой российской армии были уничтожены. Поступил такой же донос и на И.Овчинникова. Пришлось ему пойти работать экономистом в один из сельскохозяйственных трестов, затем преподавателем в Скрыгаловский техникум. Призыв в Красную Армию, возможно, спас ему жизнь. А вот судьба научного университетского руководителя оказалось печальной. 31 октября 1937 года уже профессор В.К.Дыдырко был арестован и расстрелян как враг народа 15 марта 1938 года.
Ну а молодой выпускник физфака Леонид Гульницкий после окончания БГУ два года работал преподавателем физики Погостищанской ШКМ в Лиозненском районе. В 1932 году он был награждён даже грамотой “ударника Лиозненского района” за образцовую педагогическую и общественную работу. В том же 1932 году Гульницкий становится преподавателем рабфака, с 1933 он – ассистент кафедры физики Минского мединститута, с 1939 – и.о. доцента кафедры физики БГУ. С организацией Белорусской геофизической обсерватории он параллельно числится старшим научным сотрудником, являясь руководителем группы актинометрии с 1934 по июнь 1941 года. В обсерватории с 1934 года проводил исследования отражательной и пропускной способности различных строительных материалов. Изучал условия освещённости промышленного остекления крыш. Занимался конструированием и испытанием актинометрических приборов. В 1936 году вместе В.К.Анисимовым испытывал конденсационный интегратор лучистой энергии и самописец ультрафиолетовой радиации. В предвоенный период стал автором 23 научных работ и 10 изобретений, поэтому ВАКом был освобождён от сдачи кандидатских испытаний. На 30 июня 1941 года была назначена защита кандидатской диссертации, которая не состоялась из-за начала войны. Из горящего Минска ушёл вместе с женой и двумя сыновьями по автомобильной дороге Минск-Москва. Во время бомбёжки потерял своих близких, которые вынуждены были остаться в оккупации. Самому Леониду Викентьевичу удалось эвакуироваться в Казахстан, где он был зачислен в состав местной гидрометслужбы. С 8 августа 1941 года он – руководитель группы актинометрии, с 20 июля 1942 назначен и.о. директора Алма-Атинской геофизической обсерватории. Одновременно преподавал на курсах метеорологов и синоптиков Казахского УГМС и на кафедре физики и электротехники Казахского Сельскохозяйственного института.
В послевоенный период заведовал кафедрой физики Казахского Политехнического института. Внёс весомый вклад в развитие теоретической физики. Исследовал ряд фундаментальных принципов в физике: абсолютной реальности, первичной линейности, формирования микромира, симметрии абсолютного поля. Опубликовал свыше 150 работ, две монографии, стал автором 15 изобретений. Был признанным руководителем казахской школы физиков, под его руководством защитились более 20 молодых учёных.
Избирался депутатом Алма-Атинского городского Совета депутатов четвёртого, пятого и шестого созывов, являлся членом методического совета по физике Министерства высшего и среднего образования СССР. Награждён двумя орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, четырьмя медалями, Почётными Грамотами Президиума Верховного Совета Казахстана.
Проживал в Казахстане в г.Алма-Ата, по ул. Максима Горького, д.46, кв. 27. В 1955 году с ним вёл переписку директор БНИГО А.Г.Булавко при подготовке статьи к 25-летию Белорусской обсерватории. Л.В.Гульницкий умер в Алма-Ате в 1991 г.
Краткие сведения о его семье. Жена – Ляховская Галина Ивановна, 1909 г.р. Дети – сыновья Валерий и Лев. Сын Валерий, кандидат геолого-минералогических наук, стал крупным специалистом в области геологии и геофизики Казахстана.


Научный кружок БГУ под руководством доцента В.К.Дыдырко: слева направо
во втором ряду И.М.Овчинников, Л.В.Гульницкий, В.К.Дыдырко, 1928 г.


Л.В.Гульницкий в 1942 г.


Удостоверение Л.В.Гульницкого для поступления в БГУ, 1926 г.


Л.В.Гульницкий на втором этаже геофизической обсерватории за испытанием
новых актинометрических приборов, снимок из альбома А.И.Кайгородова, 1936 г.

Источники и литература:
1. Анкетный лист и автобиография Л.В.Гульницкого, 1942 // Архив Казахского управления гидрометслужбы.
2. Булавко А.Г. 25 лет БНИГО // Сборник работ Минской гидрометеорологической обсерватории, с. 7, 9, Л., 1958.
3. Фото из архива А.И.Кайгородова, 1936 год, // Библиотека РГМЦ РБ.
4. Письмо А.Г.Булавко к Л.В.Гульницкому от 17 марта 1955 г.
5. С.Т.Дуйсенов, Ю.Б.Виноградов Об основных этапах развития гидрологии и метеорологии в Казахстане // Метеорология и гидрология, №12, с. 95, 1972.
6. Казахстан. Национальная энциклопедия, Алма-Ата, 1998-2007.
7. Биография Л.В.Гульницкого // интернетсайт “Беларускі партал у Казахстане”.

Сочинения:
1. Гульницкий Л.В. К вопросу о регистрации эффективного излучения земли. Метеорология и гидрология, №2, 1939.
2. Гульницкий Л.В. и Анисимов В.К. Технический пиранометр новой конструкции. Точная индустрия, №5, 1938.
3. Гульницкий Л.В. и Анисимов В.К. Конденсационный интегратор солнечной радиации. Метеорология и гидрология, №1, 1939.
4. Гульницкий Л.В. и Анисимов В.К. Актинограф ультрафиолетовой радиации. Метеорология и гидрология, №5, 1941.
5. Гульницкий Л.В. Рациональная методика определения элементов радиационного обмена атмосферы. Изд. АН Каз. ССР, Алма-Ата, 1949.
6. Гаргер К.С., Генкин Я.И., Гульницкий Л.В. Вопросы общей и прикладной физики // Труды Первой Республиканской конференции по общей и прикладной физике 15-19.1967 г., Алма-Ата, 1969.
К 100-летию Первой Мировой | Таямнічыя люстэркі
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!