Наверх

Рассказ о походе в междуречье Днепра и Сожа

Опубликовано: 909 дней назад (19 декабря 2015)
Редактировалось: 17 раз — последний 23 декабря 2015
Просмотров: 1524
+3
Голосов: 3

Рассказ о походе в междуречье Днепра и Сожа

Однажды собрались мы в поход. Да не куда-нибудь, а на Альманские болота. Это они находятся на самом низу глобуса Беларуси, в том месте где нет ни одной деревни. Желающих пойти было много, человек десять. Только вот опыт хождения по болотам (да и вообще, опыт протяженных пеших переходов) был не у всех. Поэтому перед походом на болота решили немного потренироваться. Так в графике походов нашего клуба появился «внеплановый» октябрьский поход – в междуречье Днепра и Сожа, в Днепровско-Сожский биологический заказник.
Маршрут получился интересный, насыщенный. За разработку отвечал Игорь Новиков, а он долгое время работал в тех краях егерем. Чего только не нанизали мы на нитку маршрута – две паромных переправы, две реки, два болота, заброшенная деревня, погранзона… Поход обещал быть интересным!



Состав команды тасовался как колода карт, но в итоге на маршрут вышло восем человек: два Игоря (Новиков и Мочалов), два Юры (Алымов и …), Рома Хлебин, Дима Войтов, Ирка Сушкова и Ленка Лебедева.
Отправились в путь после работы, в пятницу вечером. Ночевать планировали возле деревни Шарпиловка – на самой украинской границе. Заранее запаслись документами в пограничную зону, по карте изучили границы запретной пограничной полосы.
Игорь Новиков в пятницу был свободнее других, и вместе с Алымовым заехал к месту ночевки заранее – ребята подготовили место на высоком берегу Сожа, заготовили дров на всю ночь. Именно они и сделали эти прекрасные фотографии заката над рекой…







Вторая группа выехала машиной через Новую Гуту – с целью пересечь реку Сож на пароме «Южный». В группе были вторые Игорь и Юра, а также девчонки. Позже всех в пятницу работали Рома и Дима – им пришлось нагонять группы рейсовым автобусом и прибыть сразу в Шарпиловку.
Все три группы встретились уже затемно возле шарпиловского магазина, и темными лесными тропинками выдвинулись к месту первого ночлега. Немного поплутав вышли на обозначенную поляну. Ребята из первой группы постарались – место получилось «царским», с теплым костром и сиденьями-бревнами вокруг очага. В высоком состновом бору поставили палатки и принялись варить ужин. Стол быстро наполнился явствами и напитками – как же без них. На ужин был приготовлен чудесный китайский суп без мяса, но зато с имбирем, кунжутом и яйцами. На вкус непривычно, но чертовски вкусно. А главное еще и полезно – искушав добрую горсть ибиря в какорй то момент начинаешь чувствовать себя китайским дракончиком. Беседы у костра затянулись долго за полночь, самые стойкие легли спать уже в предрассветных сумерках.
Утром встали не просто поздно, а очень поздно. Настало время восторгаться широким сожским просторам – только сейчас, с восходом солнца мы оценили насколько красиво наше место.





После традиционной утренней овсянки стали собираться в путь. Процесс шел не быстро – вышли лишь к обеду. Сегодня предстояло пройти около 20 км что не казалось нам сложной задачей.






По пути прошли через санаторий «Вересок», затем немного по авфальту шоссе, вышли на оесную дорогу и взяли курс на Рудню-Каменеву - отдаленную деревню Лоевского района. Дорога все время шла через лес и время от времени пересекала вырубки. Ручьи в лесу все пресохли, и все броды обозначенные на карте мы прошли посуху аки Иисусы. В глубине лесной части пересекли границу Днепро-Сожского заказника – об этом свидетельствовала маленькая табличка, возле которой был устроен небольшой привал.





Дальше на нашем пути была Индия – так, шутя, называют свою малую родину жители Днепро-Сожского междуречья. Исторически сложилось что эта территория относится к Лоевскому району – когда-то давно, когда в этих краях не было дорог, а все сплошные болота, местным жителям было проще по реке на лодке добраться в Лоев, чем пробираться в Гомель непроходимыми топями. Сейчас дорога есть (и деже две), но люди уже привыкли быть лоевчанами, и отказались от присоединения к Гомелю. Еще год назад связь с райцентром осущесвлялась только речным транспортом – летом ежедневно ходил катер Лоев-Карповка-Подречицкое. Зимой же автобус Лоев-Абакумы совершал стокилометровый круг через мост в районе Речицы. Сейчас все стало намного проще – через Денпр построена паромная переправа, и паром «Лоевский» шесть раз в день перевозит «индийцев» на другую сторону широкой реки. Зимой эта переправа становится ледовой.
Пройдя с десяток километров, вышли к первому поселению «индийцев» - деревне Кошевое.





Сразу деревня показалась маленькой и вымершей, однако некоторое время спустя мы поняли, что она не так мала как кажется. В отличии от традиционных белорусских деревень Кошевое оказалось сильно разбросанной по большой территории, многие дома выходили не на главную удицу, а находились поодаль – какой возле реки, какое на опушке леса. Домами были заняты все высокие места, т.к все то, что ближе к реке затопляется паводком в весеннее время.















Та часть деревни что находится у реки, называется Подречицкое, и является отдельным населенным пунктом. Сразу за деревней Днепр делает крутой поворот и подмывает высокий песчанный берег с сосновым и березовым лесом. Берег здесь высокий – метров десять-пятнадцать в высоту, а это высота пятиэтажного дома. Прямо на этом обрыве и решили встать на ночлег – с видом на закат над рекой. Тут же нашлись и дрова – много напиленных березовых чурбаков. Кто то их заготовил, а потом не смог забрать из лесу – или забыл, или лишними оказались. Вот нам они и пригодились!








На Денпр опустилась ночь, и побережье Лоевской Индии вспыхнуло десятком рыбацких костров. Наш костер тоже горел всю ночь, жаркие березовые поленья давали яркий и ровный огонь, и дружная компания развлекала себя байками, походными историями и песнями.









Главным развлечением стала ночная рыбалка, как только стемнело, Игрь и Юра спустились к реке, чтобы поставить донки. Спускаться было легко, но вот подняться… Десятиметровая песчаная круча не хотела покоряться парням, берег то и дело осыпался, обрушивая на головы незадачливых рыболовов непрекращающиеся струйки песка. Пришлось организовать спасательную операцию, в результате которой внизу оказался уже один из спасателей. Эпопея с восхождением на обрыв продолжалась более получаса, по прошествии которых Игоря, Юру и Рому все же извлекли на поверхность. Эта спасательная операция стала источником шуток и прибауток до самого конца похода.
В эту теплую ночь многие участники похода остались спать у костра, одна из палаток вообще оказалась пустой. Утром вставали долго, и побили вчерашний рекорд по позднему выходу. Пока собирались на маршрут успели искупаться в реке, насобирать грибов, два раза приготовить завтрак и кое-кто даже искупался в реке.







Вышли после второго завтрака который по сути был уже обедом, зашли в деревню Кошевое набрать воды. С водой этим летом все сложно, почти все колодцы пересохли. В крайнем доме нашли колодец с журавлем, достали два ведра воды, третье пошло с песком.



По азимуту, через довольно прозрачный сосновый лес двинулись на запад – к заброшенной деревне под названием Новая Деревня. Деревня нежилая уже с десяток лет, все жители либо умерли либо переехали. На старых картах она еще есть, но на последней кило метровке она уже отсутствует. По дороге «поставили на ноги» поваленный аншлаг Днепро-Сожского заказника, возле которого и сфотографировались.





Новая Деревня - такой кусочек полесского колорита, постепенно уходящего в небытие. В Европе такие заброшенные деревни иногда становятся музеями под открытым небом, у нас же в Строчицах до сих пор не хватает финансирования чтобы таки достроить сектор, посвященных народной архитектуре Полесья. А архитектура уже постепенно превращается в труху...



















Тут же, в Новой Деревне произошла встреча с вооруженными сотрудниками инспекции по охране животного мира, которые поначалу приняли нас за браконьеров. Не обнаружив у нас ружей , пожелали счастливого пути, и уехали восвояси.
Дальше были еще две маленькие полесские деревушки с забавными названиями Орел и Слава. Деревушки совсем маленькие, но жизнь в них бьет ключом – многие горожане на выходные приезжают в родительские дома чтобы насладится нетронутой природой междуречья.






В деревне Слава понимаем что рискуем опоздать на последний паром, и ускоряемся в сторону Абакумов. Местный житель, дед, подсказывает, что паром то находится совсем не в Абакумах, а в семи километрах западнее, и ведет к нему новая дорога по дамбе. Меняем курс и по азимуту пытаемся выйти на нужную дорогу.



Не с первой попытки, при помощи компаса и навигатора (дамбы пока еще нет ни на одной из карт, нет ее и на спутниковых снимках) все же находим выход из хитросплетения лесных и полевых дорожек, и выходим на широкую гравийку. Гравийки нет на карте – значит на 100% это наша дорога. До парома один час и около 5 километров ровной дороги. Надо ускорятся, а то рискуем остаться на третью ночевку. Дорога не такая ровная как сразу кпоказалась, много гравия и обломков гальки, еще не выезженной машинами в полотно больно отдаются в ступнях даже через толстую подошву кирзовых сапог. Но все же мы делаем это - и подходим на пристань как раз к прибытию парома. Паромщик огорчает – зря спешили, отплытие через час. Ну что же , не очень и огорчились – зато есть время на ужин. По быстрому на газу делаем чай, нарезаем салаты, бутерброды. Час проходит не зря.












В конце похода – катер «Вить», буксирующий громаду парома через широкий Днепр, закат над Лоевом, сумерки и долгое ожидание на остановке заказанного нами бусика. Поход окончен, маршрут интересный, насыщенный на события, команда прирастает новыми людьми. Клуб развивается – и это радует.
Текст - Роман Хлебин
Фото - Юрий Алымов

Большая Полесская Тропа. Начало

Ну а это уже небольшое послесловие к рассказу. Сами того не зная этим походом мы положили начало Большой Полесской Тропе – проекту Клуба путешествий Гомельского отдела БГО, целью которого является создание протяженного пешеходного маршрута через все Полесье. Этот маршрут мог бы включить в себя как можно больше достопримечательностей и проходил бы через все особо-охраняемые природные территории Полесского региона. Со временем на БПТ необходима маркировка, создание такой тропы могло бы помочь развитию туристской инфраструктуры в отдаленных полесских деревнях. На первом этапе следует провести разведку маршрута, организовав серию двух- трехдневных походов на каждый из участков тропы. Вобщем, идея хорошая, нужно ее развивать. Ну а мы этому постараемся способствовать.

БОЛЬШАЯ ПОЛЕССКАЯ ТРОПА | По Альманским болотам. Часть 1.
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!