Наверх
Проснулся от визга и хлопота крыльев. Звук прорезал тишину, и затих в тумане. Незавидная участь постигла какого-то мелкого зверька, которому угораздило попасться в лапы пернатому хищнику.
После недолгих сборов и ревизии остатков воды решили с завтраком не возится и сразу двинулись в путь. Болото постепенно заканчивалось, лесных островов становилось все больше, а топей и открытых пространств - все меньше. Тропа шла все больше посуху, появились следы цивилизации – колея, проделанная грузовиком или трактором.
На одном из деревьев встретилась борть - первобытный улей, который ддо сих пор используется полешуками.
В нескольких километрах от места ночевки нашли колодец с водой, от души напились, умылись, почистили зубы (именно в такой последовательности). Эта часть болот называется Мерлинские хутора – по имени когда то существовавшей здесь деревни.
Есть такая наука - топонимика. Топонимика Ольманских болот - большая, непонятная, таинственная книга. Хоть на болотах не осталось ни одной большой деревни необычных названий здесь очень много. Зеленец, Колокол, Камень, Богатырь, Погибель, Галое, Мерлин, Колки , Будки, Беседки, Речки - за этими диковинными названиями скрываются известные каждому местному жителю места на болоте. Какие-то из них остались от существовавших здесь многочисленных хуторов с избами-куренями, другие - характеризуют местную суровую природу. Например Зеленец - это длинный чуб леса, протянувшийся через болото по песчаной гряде, а Погибель - место, где цепочка островов прерывается непроходимыми болотными топями. В урочище Речки болото много раз пересекается тропами, оставленными сборщиками клюквы, и весной, когда болота набухает свежей влагой все эти тропы становятся похожими на десятки небольших речек. Некоторые места получили свои названия совсем недавно - благодаря закрытию Мерлинского полигона. Во время существования полигона на болотных островах военными была оставлена военная техника, которая использовалась в качестве мишеней для авиационных и ракетных ударов. Так на карте Альман появились Аэродром и Блиндаж, БТР и ЗИЛ. Самих обьектов на полигоне уже нет, а вот названия прижились, как у местных жителей, так и у болотных сталкеров - покорителей Альман.
В этой части болот между островами проложены гати - своеобразные мостки из бревен. Некоторые из них очень старые и почти рассыпающиеся в труху, некоторые - сделаны недавно. Встречаются гати очень основательные...
Местами автомобильная дорога полностью уходит под воду. Проехать здесь могут лишь грузовики военных и лесников, внедорожники нередких здесь экстремалов-триальщиков, а также самодельные каракаты местных жителей. Для пешеходов сбоку по болоту проложена гать из бревен.
После болот идти по лесу даже как то скучно. Дороги сменяют друг друга, меняют направления, то и дело сворачивая то влево, то вправо. Это самая запутанная часть маршрута – хоть болот здесь и меньше, но все равно они вокруг и заблудится тут проще простому. Поэтому радуемся каждому найденному ориентиру – характерному дереву с веткой-стрелкой, могучему дубу-исполину с начертанным на нем красной краской номером, дороге, исчезающей под слоем воды, характерной воронке, вероятно оставшейся со времен полигона, дамбе, ведущей через последний участок болота.
Это мертвое дерево - ориентир. Если идешь с востока, то его хорошо видно сразу после широкого разлива на дороге. Именно напротив него нужно свернуть с дороги направо, на неприметную тропку в осиновом лесу.
Как и вчера нас настигает дождь. Дождь догнал нас на привале – недалеко от развилки дорог ведущей на Теребличи и Дзержинск. Одеваем капюшоны, Ира раздает конфеты, орешки и сухофрукты. Крайний участок пути прошли в хорошем темпе, и терять его совсем не хочется. Немного посовещавшись решаем, что сегодня надо любой ценой выходить в цивилизацию – в Букчу или Дзержинск. У нас в запасе – пять часов светового времени и около двадцати пяти километров пути. Радует то, что уже не надо ориентироваться – дорога сама ведет нас в сторону моста через Ствигу.
Пожалуй самый скучный участок пути – длинная , прямая лесная дорога, справа и слева – лес, за лесом болота. Идет дождь и идем мы. Идем и идем. Идем и идем.
У разрушенного моста через канал делаем обед. После дождя впервые за поход выглянуло солнце, но вокруг все мокрое. Готовим на газу традиционную кашу, в расход идет и утренняя раскладка, и двойная порция бутербродов. Уходить не хочется, но надо. И снова идем долгой, долгой дорогой через лес.
Солнце разошлось, и отдает долги, освещая все вокруг и согревая одиноких путников. Вода, полдня лившаяся с неба повисает в воздухе изящной туманной дымкой, солнечные лучи, пробиваясь сквозь нее, играют всеми лучами радуги в капельках росы. Свет солнца – теплый, нежный, такой, каким он бывает лишь поздней осенью. Впервые за весь поход вековые дубравы откликнулись многоголосием птиц.
Спустя несколько километров подходим к перекрестку. Дорога вправо ведет к болоту, прямо – дорога на Дзержинск, налево – в Букчу. От Букчи нас отделяет двенадцать километров болот и брод через Ствигу, до Дзержинска идти немного дольше – но зато по наезженной дороге. К тому же в Дзержинске живет мой товарищ и коллега – Василий Владимирович. Он работает учителем в школе, занимается с ребятами наблюдениями в природе, и экологическими исследованиями. Давно уже дружим, помогаем друг другу по работе. А это уже шанс на теплый ночлег.
Прежде чем ускориться в сторону Дзержинска, решаем подойти к реке. Река Ствига здесь очень красивая – быстрая, извилистая и течет в высоких берегах. Мост через реку сгорел несколько лет назад, и теперь по нему не пройти. Новый мост строить не стали, а рядом с мостом сделали брод.
В этом году Ствига сильно обмелела – речку можно перейти, не замочив ног выше колена. Некоторое время любуемся открывшемуся перед нами пейзажу и решаем что вернемся сюда следующим летом на байдарках. Ну а теперь – в дорогу! До Дзержинска еще минимум 15 километров, а до темноты – от силы час. Надеваем рюкзаки и с обреченным видом продолжаем путь через вековые дубравы Заствижья.
Постепенно нас настигает ночь. Солнце исчезает за горизонтом, даруя прощальное огненно красное зарево, туман сгущается, постепенно окутывая своей пеленой сосны и дубы. В сумерках, в тумане все выглядит очень необычно. Именно в этот час для наших предков лес становился пристанищем духов. Туман и сумрак искажают очертания, скрадывают расстояния, и вот, как в страшной сказке старый дуб-выворотень вдруг становится лешим, а сосна, вывернутая с корнем из болота ураганом, становится кикиморой. Пар поднимается над водой черного болотного канала, и вот разыгравшееся воображение уже рисует русалок, сидящих на заросшем тиной берегу и манящих путника в свои объятья.
Ночная дорога через болото. Заблудится здесь сложно - дорога широкая, наезженная за десятки лет тягачами и лесовозами. Дорога идет по краю болота, местами по дамбе, местами спускаясь к пойме Ствиги, то и дело ныряя под сени древних пойменных дубрав. С заходом солнца небо как то резко сделалось черным, и впервые за три дня вспыхнуло тысячами бриллиантов-звездочек. Даже время, кажется, пошло быстрее. Мы шли уже десятый час, а дорога все не кончалось. Наша цель - новый металлический мост через Ствигу с каждым шагом становилась все ближе, при этом оставаясь неосязаемо далекой. То и дело останавливаемся передохнуть.
Идешь себе в темноте, идешь, и только звезды и яркое пятнышко светоотражателя впереди идущего товарища отсвечивает путеводным маячком. Кончается лес, и дорога выходит на луг. Болота уже позади, в воздухе пахнет рекой. Открывшийся темный горизонт и звездное небо время от времени вспыхивает сполохами зарниц. Где то на юге, по ту сторону границы, гроза. Останавливаемся сверить карту с компасом и замираем. Звездное небо дарит незабываемый подарок - огромный болид, стремительной полосой пронзая бриллиантовую тьму срывается вниз и озаряет окрестности яркой вспышкой. Деревья, кусты, трава отбрасывают на землю резкие тени. Падение звезды - хороший знак! Конец пути уже близок.
Дорога здесь широкая, разбитая колесами сотен грузовиков. Когда болото горело, эта дорога была единственной возможностью пробиться к очагам пламени. Огонь тушили всем миром – пожарные, лесники, военные. Десятки «КрАЗов» и «Уралов» по нескольку раз в день курсировали между рекой и болотом. Звезды кончились, снова зарядил дождь. Последние километры оказались самыми сложными. Вроде и рядом деревня, вот и небо уже подсвечено ярким огнем уличных фонарей, вот уже виднеется сквозь деревья красный огонек мачты мобильной связи, а дороге все нет конца. Появился сигнал мобильной связи, от моста позвонили Василию. Он был немало удивлен неожиданным ночным визитом, но все же согласился пустить нас переночевать. Когда входили в Дзержинск, дождь уже поливал вовсю, а мы уже просто валились с ног. Последние два километра по деревне – и мы у нужной калитки. Василий встречает уже на улице, очень рад этому неожиданному визиту. Проходим в дом, начинаю снимать берцы. Ноги стали деревянными, пальцы не могут развязать узлы на шнурках. Во всем теле приятная усталость, которая вот-вот свалит с ног. У Ирки и Дэна – примерно такое же состояние.
Пока раздеваемся, радушные хозяева накрывают на стол. Тепло, домашняя еда, победные сто грамм – все это действует расслабляющее. Даже не верится, что позади почти семьдесят километров болот. Все же мы это сделали – прошли все болота за два с половиной дня, успели на автобус и уже завтра будем в Гомеле. На часах полночь, и нам остается несколько часов для сна. Автобус на Лельчицы уходит завтра в полшестого утра – а значит, опять ранний подъем и долгая дорога домой.
Сначала автобус отвез нас в районный город Лельчицы. Когда мы приехали, маршрутка на Мозырь уже отправлялась, и мы решили подождать следующего автобуса.
В Мозыре нас должен был забрать микроавтобус частной фирмы-перевозчика, но день был будний, и рейс отменили. Выбрав на автовокзале из ближайших рейсов самый дешевый, отправились гулять по Мозырю. Узнали, что на заводе ЖБИ есть дешевая столовая, отклонились от привычных маршрутов и немного прогулялись по промышленной зоне. Кроме обеденного меню нами были обследованы памятник Василию Ивановичу Чапаеву, глубокий красивый овраг с бурным водным потоком, спрятавшийся между двумя промышленными гигантами, а также мозырский автопарк с забавной сторожкой, сделанной из кузова списанного автобуса.
В назначенное время подали автобус, не смотря на скромную цену, автобус оказался комфортным «Супер МАЗом», следовавшим по маршруту Мозырь-Москва. Мы сели в глубокие мягкие кресла, водитель включил фильм...и этого хватило чтобы я моментально уснул. Проспал я до самого Гомеля, всю дорогу мне снились «Полесские робинзоны» и необъятные просторы Альманских болот...
Когда я возвращался из похода на Альманы в Гомель, мне снился сон. В нем было много солнца, зелени, была весна, была лодка и были неизведанные болотные острова. Прямо как у Янки Мавра в «Полесских робинзонах». Так что готовим лодки, братья-туристы! Болота ждут!
П.П.С. Уже после этой поездки родился проект "Большой Полесской тропы". Не успел проект родится как нашлись единомышленники, готовые принимать как пассивное , так и активное участие в полесских экспедициях. Жаль, только, что Белорусское географическое общество все еще остается в стороне, присутствуя в деятельности клуба путешествий лишь номинально... Ну что ж, великие и малые открытия - удел энтузиастов.Будем искать поддержки и в других местах...
По Альманским болотам. Часть 4-я
Автор: Хлебин Роман
Опубликовано: 1168 дней назад (30 декабря 2015)
Рубрика: Большая Полесская Тропа
Редактировалось: 3 раза — последний 31 декабря 2015
Просмотров: 1269
|
+1↑ Голосов: 1 |
Мы идем на восток
Осенью на болоте тихо. Очень тихо. Когда нет ветра и одинокие сосны стоят укутавшись в туман, лишь последние желтые листочки осин бесшумно планирующие вниз создают какую-то видимость жизни. Жизнь затаилась в ожидании зимних холодов - на далеких островах, в непроходимых зарослях соснового редколесья, в затянутых туманом болотных просторах распростертых от горизонта до горизонта. Тишина везде. Она наполняет воздух, парит в небе свинцовым облаком, прячется за кривыми стволами обожженных сосен, растекается над зарослями прошлогоднего высохшего тростника. Редкий зверь или птица нарушат эту тишину. Треснет спросонья сорока, сменив ветку на соседнюю, закричит одинокая сойка или захлопает крыльями поднятая с кочки куропатка. Но тишина сильнее, и как только звук растает в тумане она тут же заполняет собой возникшую пустоту. И даже три одинокие фигуры, затерявшиеся среди этих бескрайних просторов, три ярких пятна, упрямо продвигающиеся с запада на восток через топи не способны наполнить жизнью эту тугую звенящую тишину.Проснулся от визга и хлопота крыльев. Звук прорезал тишину, и затих в тумане. Незавидная участь постигла какого-то мелкого зверька, которому угораздило попасться в лапы пернатому хищнику.
После недолгих сборов и ревизии остатков воды решили с завтраком не возится и сразу двинулись в путь. Болото постепенно заканчивалось, лесных островов становилось все больше, а топей и открытых пространств - все меньше. Тропа шла все больше посуху, появились следы цивилизации – колея, проделанная грузовиком или трактором.
На одном из деревьев встретилась борть - первобытный улей, который ддо сих пор используется полешуками.
В нескольких километрах от места ночевки нашли колодец с водой, от души напились, умылись, почистили зубы (именно в такой последовательности). Эта часть болот называется Мерлинские хутора – по имени когда то существовавшей здесь деревни.
Есть такая наука - топонимика. Топонимика Ольманских болот - большая, непонятная, таинственная книга. Хоть на болотах не осталось ни одной большой деревни необычных названий здесь очень много. Зеленец, Колокол, Камень, Богатырь, Погибель, Галое, Мерлин, Колки , Будки, Беседки, Речки - за этими диковинными названиями скрываются известные каждому местному жителю места на болоте. Какие-то из них остались от существовавших здесь многочисленных хуторов с избами-куренями, другие - характеризуют местную суровую природу. Например Зеленец - это длинный чуб леса, протянувшийся через болото по песчаной гряде, а Погибель - место, где цепочка островов прерывается непроходимыми болотными топями. В урочище Речки болото много раз пересекается тропами, оставленными сборщиками клюквы, и весной, когда болота набухает свежей влагой все эти тропы становятся похожими на десятки небольших речек. Некоторые места получили свои названия совсем недавно - благодаря закрытию Мерлинского полигона. Во время существования полигона на болотных островах военными была оставлена военная техника, которая использовалась в качестве мишеней для авиационных и ракетных ударов. Так на карте Альман появились Аэродром и Блиндаж, БТР и ЗИЛ. Самих обьектов на полигоне уже нет, а вот названия прижились, как у местных жителей, так и у болотных сталкеров - покорителей Альман.
В этой части болот между островами проложены гати - своеобразные мостки из бревен. Некоторые из них очень старые и почти рассыпающиеся в труху, некоторые - сделаны недавно. Встречаются гати очень основательные...
Местами автомобильная дорога полностью уходит под воду. Проехать здесь могут лишь грузовики военных и лесников, внедорожники нередких здесь экстремалов-триальщиков, а также самодельные каракаты местных жителей. Для пешеходов сбоку по болоту проложена гать из бревен.
После болот идти по лесу даже как то скучно. Дороги сменяют друг друга, меняют направления, то и дело сворачивая то влево, то вправо. Это самая запутанная часть маршрута – хоть болот здесь и меньше, но все равно они вокруг и заблудится тут проще простому. Поэтому радуемся каждому найденному ориентиру – характерному дереву с веткой-стрелкой, могучему дубу-исполину с начертанным на нем красной краской номером, дороге, исчезающей под слоем воды, характерной воронке, вероятно оставшейся со времен полигона, дамбе, ведущей через последний участок болота.
Это мертвое дерево - ориентир. Если идешь с востока, то его хорошо видно сразу после широкого разлива на дороге. Именно напротив него нужно свернуть с дороги направо, на неприметную тропку в осиновом лесу.
Как и вчера нас настигает дождь. Дождь догнал нас на привале – недалеко от развилки дорог ведущей на Теребличи и Дзержинск. Одеваем капюшоны, Ира раздает конфеты, орешки и сухофрукты. Крайний участок пути прошли в хорошем темпе, и терять его совсем не хочется. Немного посовещавшись решаем, что сегодня надо любой ценой выходить в цивилизацию – в Букчу или Дзержинск. У нас в запасе – пять часов светового времени и около двадцати пяти километров пути. Радует то, что уже не надо ориентироваться – дорога сама ведет нас в сторону моста через Ствигу.
Пожалуй самый скучный участок пути – длинная , прямая лесная дорога, справа и слева – лес, за лесом болота. Идет дождь и идем мы. Идем и идем. Идем и идем.
У разрушенного моста через канал делаем обед. После дождя впервые за поход выглянуло солнце, но вокруг все мокрое. Готовим на газу традиционную кашу, в расход идет и утренняя раскладка, и двойная порция бутербродов. Уходить не хочется, но надо. И снова идем долгой, долгой дорогой через лес.
Солнце разошлось, и отдает долги, освещая все вокруг и согревая одиноких путников. Вода, полдня лившаяся с неба повисает в воздухе изящной туманной дымкой, солнечные лучи, пробиваясь сквозь нее, играют всеми лучами радуги в капельках росы. Свет солнца – теплый, нежный, такой, каким он бывает лишь поздней осенью. Впервые за весь поход вековые дубравы откликнулись многоголосием птиц.
Спустя несколько километров подходим к перекрестку. Дорога вправо ведет к болоту, прямо – дорога на Дзержинск, налево – в Букчу. От Букчи нас отделяет двенадцать километров болот и брод через Ствигу, до Дзержинска идти немного дольше – но зато по наезженной дороге. К тому же в Дзержинске живет мой товарищ и коллега – Василий Владимирович. Он работает учителем в школе, занимается с ребятами наблюдениями в природе, и экологическими исследованиями. Давно уже дружим, помогаем друг другу по работе. А это уже шанс на теплый ночлег.
Прежде чем ускориться в сторону Дзержинска, решаем подойти к реке. Река Ствига здесь очень красивая – быстрая, извилистая и течет в высоких берегах. Мост через реку сгорел несколько лет назад, и теперь по нему не пройти. Новый мост строить не стали, а рядом с мостом сделали брод.
В этом году Ствига сильно обмелела – речку можно перейти, не замочив ног выше колена. Некоторое время любуемся открывшемуся перед нами пейзажу и решаем что вернемся сюда следующим летом на байдарках. Ну а теперь – в дорогу! До Дзержинска еще минимум 15 километров, а до темноты – от силы час. Надеваем рюкзаки и с обреченным видом продолжаем путь через вековые дубравы Заствижья.
Постепенно нас настигает ночь. Солнце исчезает за горизонтом, даруя прощальное огненно красное зарево, туман сгущается, постепенно окутывая своей пеленой сосны и дубы. В сумерках, в тумане все выглядит очень необычно. Именно в этот час для наших предков лес становился пристанищем духов. Туман и сумрак искажают очертания, скрадывают расстояния, и вот, как в страшной сказке старый дуб-выворотень вдруг становится лешим, а сосна, вывернутая с корнем из болота ураганом, становится кикиморой. Пар поднимается над водой черного болотного канала, и вот разыгравшееся воображение уже рисует русалок, сидящих на заросшем тиной берегу и манящих путника в свои объятья.
Ночная дорога через болото. Заблудится здесь сложно - дорога широкая, наезженная за десятки лет тягачами и лесовозами. Дорога идет по краю болота, местами по дамбе, местами спускаясь к пойме Ствиги, то и дело ныряя под сени древних пойменных дубрав. С заходом солнца небо как то резко сделалось черным, и впервые за три дня вспыхнуло тысячами бриллиантов-звездочек. Даже время, кажется, пошло быстрее. Мы шли уже десятый час, а дорога все не кончалось. Наша цель - новый металлический мост через Ствигу с каждым шагом становилась все ближе, при этом оставаясь неосязаемо далекой. То и дело останавливаемся передохнуть.
Идешь себе в темноте, идешь, и только звезды и яркое пятнышко светоотражателя впереди идущего товарища отсвечивает путеводным маячком. Кончается лес, и дорога выходит на луг. Болота уже позади, в воздухе пахнет рекой. Открывшийся темный горизонт и звездное небо время от времени вспыхивает сполохами зарниц. Где то на юге, по ту сторону границы, гроза. Останавливаемся сверить карту с компасом и замираем. Звездное небо дарит незабываемый подарок - огромный болид, стремительной полосой пронзая бриллиантовую тьму срывается вниз и озаряет окрестности яркой вспышкой. Деревья, кусты, трава отбрасывают на землю резкие тени. Падение звезды - хороший знак! Конец пути уже близок.
Домашний приют
Мост через Ствигу обнаруживает себя за очередным поворотом.Дорога здесь широкая, разбитая колесами сотен грузовиков. Когда болото горело, эта дорога была единственной возможностью пробиться к очагам пламени. Огонь тушили всем миром – пожарные, лесники, военные. Десятки «КрАЗов» и «Уралов» по нескольку раз в день курсировали между рекой и болотом. Звезды кончились, снова зарядил дождь. Последние километры оказались самыми сложными. Вроде и рядом деревня, вот и небо уже подсвечено ярким огнем уличных фонарей, вот уже виднеется сквозь деревья красный огонек мачты мобильной связи, а дороге все нет конца. Появился сигнал мобильной связи, от моста позвонили Василию. Он был немало удивлен неожиданным ночным визитом, но все же согласился пустить нас переночевать. Когда входили в Дзержинск, дождь уже поливал вовсю, а мы уже просто валились с ног. Последние два километра по деревне – и мы у нужной калитки. Василий встречает уже на улице, очень рад этому неожиданному визиту. Проходим в дом, начинаю снимать берцы. Ноги стали деревянными, пальцы не могут развязать узлы на шнурках. Во всем теле приятная усталость, которая вот-вот свалит с ног. У Ирки и Дэна – примерно такое же состояние.
Пока раздеваемся, радушные хозяева накрывают на стол. Тепло, домашняя еда, победные сто грамм – все это действует расслабляющее. Даже не верится, что позади почти семьдесят километров болот. Все же мы это сделали – прошли все болота за два с половиной дня, успели на автобус и уже завтра будем в Гомеле. На часах полночь, и нам остается несколько часов для сна. Автобус на Лельчицы уходит завтра в полшестого утра – а значит, опять ранний подъем и долгая дорога домой.
Дорога домой.
Дзержинск – пожалуй, самая отдаленная деревня Гомельской области. Чтобы добраться до областного центра местным жителям надо встать в пять утра, поменять три автобуса, и тогда, возможно к обеду, вы имеете шанс доехать до Гомеля. Мне с ребятами тоже пришлось повторить весь этот путь.Сначала автобус отвез нас в районный город Лельчицы. Когда мы приехали, маршрутка на Мозырь уже отправлялась, и мы решили подождать следующего автобуса.
В Мозыре нас должен был забрать микроавтобус частной фирмы-перевозчика, но день был будний, и рейс отменили. Выбрав на автовокзале из ближайших рейсов самый дешевый, отправились гулять по Мозырю. Узнали, что на заводе ЖБИ есть дешевая столовая, отклонились от привычных маршрутов и немного прогулялись по промышленной зоне. Кроме обеденного меню нами были обследованы памятник Василию Ивановичу Чапаеву, глубокий красивый овраг с бурным водным потоком, спрятавшийся между двумя промышленными гигантами, а также мозырский автопарк с забавной сторожкой, сделанной из кузова списанного автобуса.
В назначенное время подали автобус, не смотря на скромную цену, автобус оказался комфортным «Супер МАЗом», следовавшим по маршруту Мозырь-Москва. Мы сели в глубокие мягкие кресла, водитель включил фильм...и этого хватило чтобы я моментально уснул. Проспал я до самого Гомеля, всю дорогу мне снились «Полесские робинзоны» и необъятные просторы Альманских болот...
П.С.
Свою мечту я исполнил. Болота прошел. Осень и в правду очень красивое время, пожалуй, лучшее время для посещения болот. Но вот теперь, почему то, захотелось побывать в тех местах весной. В тот сезон, когда снег тает, когда болота набухают водой и превращаются в бескрайние озера с поросшими лесом островами.Когда я возвращался из похода на Альманы в Гомель, мне снился сон. В нем было много солнца, зелени, была весна, была лодка и были неизведанные болотные острова. Прямо как у Янки Мавра в «Полесских робинзонах». Так что готовим лодки, братья-туристы! Болота ждут!
П.П.С. Уже после этой поездки родился проект "Большой Полесской тропы". Не успел проект родится как нашлись единомышленники, готовые принимать как пассивное , так и активное участие в полесских экспедициях. Жаль, только, что Белорусское географическое общество все еще остается в стороне, присутствуя в деятельности клуба путешествий лишь номинально... Ну что ж, великие и малые открытия - удел энтузиастов.Будем искать поддержки и в других местах...
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!