Наверх

Коротенький отчет о походе по зимней Узе

Опубликовано: 551 день назад (15 января 2016)
Рубрика: Без рубрики
Редактировалось: 2 раза — последний 15 января 2016
Просмотров: 775
+2
Голосов: 2

Коротенький отчет по зимней Узе.

Уза – приток Сожа, одна из малых рек, протекающих в окрестностях Гомеля. От города до реки рукой подать, и именно это делает ее довольно популярной у водников города. Заброситься на Узу очень просто – или поездом до платформы Сады, или городским автобусом №40 до начала деревни Прибор. Так же просто с реки сойти - конечная автобуса №32 находится в полукилометре от моста через реку, а если дойти до устья и подняться вверх по одному из старых русел Сожа, то можно финишировать возле конечной автобуса №55.



На этом пожалуй все достоинства этой реки и заканчиваются, и начинаются недостатки. Самый большой из них это то, что река занимает 1-е место в рейтинге самых грязных рек Беларуси, обходя даже минскую Свислочь. Дело в том, что значительная часть бассейна этой маленькой речушки приходится на городскую промышленную зону, и в реку поступают пусть и очищенные, но все же стоки таких предприятий как гомельский химический завод, завод «Гомсельмаш», радиозавод, птицефабрика и некоторых других.



Также сюда поступают теплые воды с Гомельской ТЭЦ-2, делая Узу практически незамерзающей круглый год. Но самый интересный объект находится в нижнем течении реки. Если взобраться на ее высокий берег невдалеке можно увидеть высокую гору серого цвета, по склонам которой юрко взбираются самосвалы. Гора эта не что иное, как городской полигон ТБО, у подножия которого находятся городские очистные сооружения. Вода из отстойников по подземному коллектору направляется в небольшую речку Мильча, которая впадает в ....ну вы уже сами догадались
Как вы уже поняли, именно эту речку мы выбрали для нашего зимнего сплава. Зачем сплавляться зимой? Конкретно на этот сплав нас подвигла теплая бесснежная зима, река, которая не пожелала замерзать, а также пять новых байдарок, которые появились в течении ноября у участников нашего Клуба. Сначала собирались пройти по реке втроем-вчетвером, но как только другие члены клуба проведали про наши планы, состав команды стал расти снежным комом.
В итоге на старте имели 6 байдарок и 11 человек. Байдарки надувные – «Тайга-520», «Налим-300», «Налим-225», два «Налима-150» и один каркасно-надувной «Викинг 3,6». На этих лодках в поход отправились Рома Хлебин, Игорь Мочалов и его товарищ Женя, Ира Сушкова, Саша Климов и его друг Дима Чорнай, Серж Шкипер с супругой, и семья Новиковых, практически в полном составе. Байдарки испытывали при полной загрузке (например в Налиме-300 сидели три здоровых мужика) и по первому времени мне пришлось довольствоваться ролью пассажира собственной лодки.
Стартовали от ж/д моста в Садах в 11:00.













До гомельской объездной дороги река представляет собой канал с высокими берегами покрытыми камышами, иногда появляются небольшие излучины. Вода средняя и даже выше средней.






Дамба около бывшего лагеря «Чайка» оказалась открытой и нам удалось протиснутся под одной из створок. Некоторым участникам для того чтобы пройти это препятствие, пришлось покинуть лодки.





После дамбы и до моста объездной следует быть внимательным, особенно в малую воду – на реке много мусора после реконструкции дамбы и моста, есть и арматура. Дальше река проходит под автодорожной развязкой, на этом участке 2 моста и большая часть завалов. Завалы довольно простые - их успевают разобрать на протяжении года.











На участке от развязки до дороги Гомель-Бобовичи два завала, каркасникам здесь может быть нелегко.







Если вылезть наверх на берег можно полюбоваться громадиной гомельской свалки.





После моста на дороге Гомель-Бобовичи самый интересный участок реки – Уза свободно петляет по лугам, образуя приличных размеров меандры. На одном из меандров стали на обед, разожгли костер.









Река постепенно становится шире, справа к руслу прижимаются дома деревни Бобовичи. Это еще один из вариантов схода – автобусы на Гомель ходят до восьми раз в день. Разбираться удобнее всего на полянке перед мостом через реку на проселочной дороге Бобовичи-Осовцы.
Под мостом нас застает темнота, но мы все же решаем пройти еще несколько километров до устья и вниз по Сожу – до Ченковского старика. На этом участке самое неприятное место это впадение в Узу Мильчанской канавы. В нос ударяет резкий фекальный запах, вода мутнеет. Именно здесь делают замеры загрязнений, благодаря которым Уза который год не может потерять титул самой «большой грязнухи» нашей страны. Правда «грязнухой» ей быть недолго - через 300 метров она впадет в Сож, и все последствия жизни большого города растворятся в огромной массе сожской воды.
Все это конечно неприятно, но на этом же участке нас ждал еще один сюрприз. Уже в темноте, менее чем за километр от устья, уже в темноте мы наткнулись на непроходимый завал из спиленного и упавшего в реку огромного тополя. Один берег тут крут и высок, второй - порос непролазным кустарником. Собрались было щемиться через ветки тополя, но разведка сообщила – дальше еще одно такое же поваленное дерево. Приходится обноситься, по заросшему берегу, ломая кустарник и рискуя порвать в темноте лодки. Этот завал отобрал у нас почти полтора часа ходового времени, и финишировать пришлось в гарантированной темноте.
На этом нелегком этапе, к сожалению, нам было не до фотографий, да и темно уже было.
Выйдя из Узы прошли километр по Сожу, и не смотря на темноту довольно легко нашли вход в нужный старик. Прошли метров сто и уперлись в ледовую корку. Ченковский старик «глухой», в нем нет течения, и в недолгие часы ночных минусовых температур он успел покрыться льдом. Пришлось пробиваться, вся нагрузка пала на плечи экипажей «Налима-300» (при спуске этой лодке было дано постоянное имя «Баклажан») и «Тайги». В итоге с трудом проломились до первой удобной рыбацкой стоянки и решили делать антистапель, не дойдя два километра до планируемой точки финиша.
Кого то из ребят развезли домой Новиковы, кто то уехал на такси. Больше всего повезло Ирке – финишировали практически на пороге ее родного дома. Тяжелее всех пришлось Роме, Саше и Жене – 55-й автобус почему то не пришел, и пришлось в темноте и под дождем полтора часа дожидаться следующего. Не смотря на все трудности поход всем понравился – все таки у нас хорошая, сильная, дружная команда.
П,С, Ну вот такой вот отчет. Идти на Узу или не идти – решайте сами, все плюсы и минусы я живописал. Я сам больше на Узу не хочу. Даже не потому что «грязнуха» - скучновато не ней. Какие то преимущества перед другими реками она имеет только зимой - а зимой я лучше буду ходить на лыжах, или вообще улечу в теплые края. Как то так.

Текст: Роман Хлебин
Фото: Роман Хлебин, Екатерина Новикова,
Serj Shkiper, Дмитрий Чорнай
Высшая точка Беларуси - гора Дзержинская | Сарьянка, сэр!
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!