Наверх
- Да запросто! Например, в реке есть течение, а в озере нет.
- Ну тогда Ольса не река, а озеро, ведь в ней совсем нет течения…
- Ну как же она может быть озером, если ее длина без малого 100 км?
- Значит Ольса это самое длинное озеро Беларуси…
На Ольсу собрались мы в июле. Причины было три – во-первых, нужно было провести тренировочный поход перед поездкой на Полярный Урал, во-вторых , хотелось сходить на какую-нибудь новую реку, в-третьих – в прессе появилась информация что Ольса в 2019 году может войти в состав национального парка, и попасть на не в будущем будет не так легко.
Решили идти в три дня – мне дали отгул ко дню рождения. Собралось 8 человек – пятеро ехали в пятницу, еще три участника присоединялись в субботу. К нашей «полярной» команде Клуба путешествий ГО ОО «БГО» (Рома, Алина, Юра, Наташа) присоединился Саша «Тролль», а также команда клуба «Бонифаций» (Слава , Коля, Елена).
К месту стапеля добирались полдня. Слава и Коля выехали рано утром электричками с двумя пересадками, Саша, Алина Рома – догнали херсонским поездом. Встретились в Осиповичах и вместе сели на дизель до станции Стоялово.
От станции Стоялово к реке можно попасть вдоль железной дороги, или по лесной дороге, которая начинается почти сразу за переездом. Выбрали более короткую лесную дорогу. Сложно сказать сколько времени сэкономили и сэкономили ли вообще – на лесной дороге в обилии присутствуют завалы из стволов деревьев.
Выводит дорога на широкий луг, триста метров по лугу – и вы на реке. Река не широкая, метра три всего шириной. Видимость течения отсутствует.
Собрали лодки, перекусили. На часах 16:00, а значит мы в графике. На старте Рома замешкался и оказался в воде. Река оказалась глубокой, метра два, не меньше… Практически на первых метрах после старта – обнос-перетаскивание через полузатопленный металлический мостик. Чтобы его избежать лучше собирать лодки не в том месте, где дорога подходит к реке, а чуть дальше, там где дорога пересекает реку по этому самому мостику. По малой воде мост перетащить не выйдет и это будет 100% обнос.
Далее река петляет среди лугов. Берега – стена зеленой высокой травы, течения нет. О направлении течения можно судить лишь по наклону водорослей. Река сильно зарастает надводной и подводной растительностью.
Первые ориентиры на реке – вышки и трубы райцентра Кличев.
Ближе к городу по берегам появляются металлические и деревянные конструкции - то ли остатки подвесных мостиков, то ли вышки для прыжков в воду сделанные местными умельцами.
На 6-м километре маршрута слева – удобный высокий берег, с кострищем. Если не считать пляжа в Кличеве единственное удобное место стоянки на ближайшие тридцать километров реки.
Кличев встречает комфортным городским пляжем и баней, которая находится прямо на берегу реки.
От пляжа метров 200 до центра города, здесь райисполком, парк с памятником войнам-афганцам, магазины.
В магазине купили картошки на ужин и питьевой воды – вода в Ольсе не очень внушала доверия. Городок готовится к областным дожинкам – все ремонтируется, даже река. В черте города ее углубляют и насыпают твердые берега. На окраине Кличева река проходит под мостом автодороги.
На ночь планировали стать у деревни Кличевские Поселки. Здесь в районе моста на гугл-картах была отмечена стоянка, здесь же мы собирались дождаться троих наших товарищей. Стоянку с воды обнаружить не удалось. У рыбаков узнали, что стоянка с беседкой все же где то здесь есть, но она не на реке, а в лесу. Возможно, авторы отчета отметившие стоянку подходили к ней весной по большой воде.
В результате выйти на берег оказалось возможным только под мостом шоссе, заночевали чуть поодаль, в сосновом лесу, метрах в двухстах от трассы и реки. Вечером вварили картошку, спать легли рано.
-Бери, бери, она нервы успокаивает….
В субботу нам предстоял длинный переход – 33 километра вниз по реке. С учетом позднего старта (надо было дождаться приезжающих ребят) довольно приличный отрезок. Хотя чем то сверхсложным он нам не казался…
Ребята приехали вовремя, в 11:00. К их приезду мы собрали лагерь, собрали еще одну лодку
и в 12:00 были уже на воде. Ольса снова запетляла по своим зеленым лабиринтам.
Возможно, мнение несколько субъективно, но более скучной реки мы давненько не встречали. С воды берегов практически не видно –все скрывается за зеленой стеной тростников и камышей. Ориентиров тоже никаких. Единственным объектом хоть немного оживившим пейзаж на участке между Клическими Поселками и Войневичами стали опоры высоковольтной ЛЭП напоминавшие инопланетных человечков (примерно час после старта). ЛЭП натужно гудела проводами. На небе собиралась гроза…но так и не собралась. Оно и к лучшему.
В начале Войновичей можно выйти на берег размять ноги. У местных тут что то вроде пляжа. Шансом выйти на берег лучше не брезговать – дальше до самых Бацевичей такой возможности не будет.
В конце деревни речка сильно расширяется и проходит под деревянным мостом…
и вот дальше надо быть очень внимательным.
Река разбивается на два рукава. Экипажи Коли и Саши, Юры и Наташи пошли в левый рукав и не прогадали. Основное русло идет туда, туда же впадает приток Суша.
НИ ЗА ЧТО НЕ ИДИТЕ В ПРАВЫЙ РУКАВ!
На первый взгляд он кажется основным, в нем даже появляется течение и именно туда пошли экипажи Ромы и Алины, Славы и Елены. На первом километре рукав начинает делиться еще на три. Средний сразу заканчивается тупиком, правый (сразу кажется основным) – тянется примерно метров двести, и тоже заканчивается непроходом. Уверенно проходится в левый рукав. Этот тростниковый коридор то сужаясь, то расширяясь, тянется около двух километров. Вокруг- стены из тростника, который, отмирая, образует островки сплавины. Вот на этих островках и поселяется мята.
Дикая мята…никогда не считал ее водным растением. И никогда раньше не видел в таком количестве. Образуя огромные корневища она вплетается в тростниковую сплавину наглухо цементируя ее в подобие плавучих островов. Эти растительные островки забивают русло и протиснуться через них очень непросто. Сначала мята прикрывала речку отдельными «мостиками», потом путь преградили цельные плотные настилы из мяты. Мята корневищами цеплялась за берега, каждый куст приходилось вырывать с корнем, прокладывая себе путь. Уже через полчаса мы начали ненавидеть запах мяты.
Когда протока полностью закрылась мятным ковром надо было бы повернуть назад…но Слава упорно повел свою лодку вперед. По его следам через мяту рубились Рома с Алиной. В одном месте протока подошла к сухому берегу и образовала приметное озерцо. Именно здесь второй экипаж решил сориентироваться по навигатору, и наконец понял, в какую *опу попал. Длинная протока через пару километров вела в тупик. Оставался лишь один шанс – на спутниковом снимке трехстах-четырехстах метрах прорисовывалось ответвление, по которому был шанс пробиться в основное русло. Отправились на поиски прохода, и снова попали в мятный ад. Рубились долго, упорно, но заветной протоки так и не нашли. Вода под днищем была, но над ней стояла непроходимая стена тростника и мяты. Пройдя около 150 метров со скоростью 3 метра в минуту, сдались, решили возвращаться назад, к мосту у Войновичей. К этому времени байдарки ушедшие в правильное русло были километрах в семи впереди, уже на подходе к Бацевичам. И снова пошли зеленые лабиринты, тошнотворный запах мяты, водяных клопов и еще какой-то летающей нечисти. Настоящий мятный ад. Наверное еще несколько месяцев не смогу пить мяту… В итоге –пять лишних трудных километров и огромное отставание от основной группы. И никакой надежды финишировать сегодня по графику (по крайней мере не с этим составом).
А что же Слава с Леной? На свроем «Викинге» они пошли в глухую
протоку и решили «рубиться» до конца. И добились своего – уперлись в полный непроход. Но возвращаться не стали, а провели разведку кустов, и нашли место для волока в основное русло.
Кстати, Рома с Алиной не дошли до главного русла всего 150 метров...
Дожидались Рому с Алиной в Бацевичах. Пока ждали, успели сходить в магазин и даже пообедать всухомятку. Осмотрели устье реки Несеты, впадающей в Ольсу справа. Когда вечер совсем уже стал похож на вечер, отправились на поиски хорошей стоянки, оставив Колю и Тролля дожидаться отставший экипаж.
На участке от Бацевичей до Березовки нормальных мест для стоянки нет, твердый берег есть только в черте населенных пунктов. В конце Бацевичей мост и церковь. Под мостом сваи старого моста, в низкую воду можно пошарпаться.
Удобное место под мостом в конце Бацевичей, но стоять придется прямо в деревне. Затем река сильно расширяется, по всей ширине зарастая кувшинками. Берега становятся выше, хотя все так же заросли травой. Именно тут, в березовой роще решили стать на ночь. За день прошли 27 километров (если не считать 5 км мятных лабиринтов).
Устали все.
На вечернем совете приняли решение в Бобруйск не идти, а сниматься в ближайшей деревне Заполье. До бобруйска еще 30 км с гаком, а возможностей сняться после Заполья не будет. Добивать «полярные» экипажи еще одной «тридцаткой» я не решился. Спать снова легли рано.
-Эх, мужик, знал бы ты сколько тут лодок….
Утором промеряли расстояние до Заполья – 5 км. После вчерашнего вообще не расстояние. Поэтому стали на воду доволдьно поздно, и неспеша погребли к финишу. Река здесь широкая, покрыта кувшинками, по берегам – идиллические сельские пейзажи. Берега стали намного лучше.
На одном из берегов встретили стаю домашних гусей. Стая была большая – около 50 голов, были как взрослые гуси, так и гусята. Один молодой гусь испугался лодок и спрятался в канаву. Пока прятался стая уплыла. Гусь был сильно озадачен…сразу вспомнилась песня про «Два веселых гуся…»!
Проплыли Березовку, Малую Ольсу и незаметно для себя вкатились в Заполье.
В конце Заполья, немного не доплыв до моста нашли место для антистапеля. Удобный выход на берег, рядом магазин и остановка автобуса. До автобуса оставалось часа четыре, поэтому успели не только собраться но и основательно просушить байдарки.
На остановки массовостью удивили местных.
Еще больше был удивлен водитель автобуса – маленького «МАЗа» без багажного отсека. Ему еще 7 деревень объезжать, а тут туристы все места в салоне заняли…
До Бобруйска ехали тяжело… На каждой последующей остановке автобус все больше начинал походить на банку с кильками. Люди чертыхались, но терпели –всем надо домой ехать. Водитель тоже нормальный мужик оказался – детей рассадил на колени пассажирам, симпатичных девушек – к себе поближе, на служебное место. В общем итоге не без труда, но все же доехали до Бобруйска. Ну а там и до Гомеля недалеко…
КАК МЫ НА ОЛЬСУ СХОДИЛИ!
Автор: Хлебин Роман
Опубликовано: 67 дней назад (18 июля 2017)
Рубрика: Без рубрики
Редактировалось: 7 раз — последний 18 июля 2017
Просмотров: 222
|
+1↑ Голосов: 1 |
День 1-й: Самое длинное озеро Беларуси
- Как отличить реку от озера?- Да запросто! Например, в реке есть течение, а в озере нет.
- Ну тогда Ольса не река, а озеро, ведь в ней совсем нет течения…
- Ну как же она может быть озером, если ее длина без малого 100 км?
- Значит Ольса это самое длинное озеро Беларуси…
На Ольсу собрались мы в июле. Причины было три – во-первых, нужно было провести тренировочный поход перед поездкой на Полярный Урал, во-вторых , хотелось сходить на какую-нибудь новую реку, в-третьих – в прессе появилась информация что Ольса в 2019 году может войти в состав национального парка, и попасть на не в будущем будет не так легко.
Решили идти в три дня – мне дали отгул ко дню рождения. Собралось 8 человек – пятеро ехали в пятницу, еще три участника присоединялись в субботу. К нашей «полярной» команде Клуба путешествий ГО ОО «БГО» (Рома, Алина, Юра, Наташа) присоединился Саша «Тролль», а также команда клуба «Бонифаций» (Слава , Коля, Елена).
К месту стапеля добирались полдня. Слава и Коля выехали рано утром электричками с двумя пересадками, Саша, Алина Рома – догнали херсонским поездом. Встретились в Осиповичах и вместе сели на дизель до станции Стоялово.
От станции Стоялово к реке можно попасть вдоль железной дороги, или по лесной дороге, которая начинается почти сразу за переездом. Выбрали более короткую лесную дорогу. Сложно сказать сколько времени сэкономили и сэкономили ли вообще – на лесной дороге в обилии присутствуют завалы из стволов деревьев.
Выводит дорога на широкий луг, триста метров по лугу – и вы на реке. Река не широкая, метра три всего шириной. Видимость течения отсутствует.
Собрали лодки, перекусили. На часах 16:00, а значит мы в графике. На старте Рома замешкался и оказался в воде. Река оказалась глубокой, метра два, не меньше… Практически на первых метрах после старта – обнос-перетаскивание через полузатопленный металлический мостик. Чтобы его избежать лучше собирать лодки не в том месте, где дорога подходит к реке, а чуть дальше, там где дорога пересекает реку по этому самому мостику. По малой воде мост перетащить не выйдет и это будет 100% обнос.
Далее река петляет среди лугов. Берега – стена зеленой высокой травы, течения нет. О направлении течения можно судить лишь по наклону водорослей. Река сильно зарастает надводной и подводной растительностью.
Первые ориентиры на реке – вышки и трубы райцентра Кличев.
Ближе к городу по берегам появляются металлические и деревянные конструкции - то ли остатки подвесных мостиков, то ли вышки для прыжков в воду сделанные местными умельцами.
На 6-м километре маршрута слева – удобный высокий берег, с кострищем. Если не считать пляжа в Кличеве единственное удобное место стоянки на ближайшие тридцать километров реки.
Кличев встречает комфортным городским пляжем и баней, которая находится прямо на берегу реки.
От пляжа метров 200 до центра города, здесь райисполком, парк с памятником войнам-афганцам, магазины.
В магазине купили картошки на ужин и питьевой воды – вода в Ольсе не очень внушала доверия. Городок готовится к областным дожинкам – все ремонтируется, даже река. В черте города ее углубляют и насыпают твердые берега. На окраине Кличева река проходит под мостом автодороги.
На ночь планировали стать у деревни Кличевские Поселки. Здесь в районе моста на гугл-картах была отмечена стоянка, здесь же мы собирались дождаться троих наших товарищей. Стоянку с воды обнаружить не удалось. У рыбаков узнали, что стоянка с беседкой все же где то здесь есть, но она не на реке, а в лесу. Возможно, авторы отчета отметившие стоянку подходили к ней весной по большой воде.
В результате выйти на берег оказалось возможным только под мостом шоссе, заночевали чуть поодаль, в сосновом лесу, метрах в двухстах от трассы и реки. Вечером вварили картошку, спать легли рано.
День 2-й: В мятном аду
- Может мне мяты с собой взять?-Бери, бери, она нервы успокаивает….
В субботу нам предстоял длинный переход – 33 километра вниз по реке. С учетом позднего старта (надо было дождаться приезжающих ребят) довольно приличный отрезок. Хотя чем то сверхсложным он нам не казался…
Ребята приехали вовремя, в 11:00. К их приезду мы собрали лагерь, собрали еще одну лодку
и в 12:00 были уже на воде. Ольса снова запетляла по своим зеленым лабиринтам.
Возможно, мнение несколько субъективно, но более скучной реки мы давненько не встречали. С воды берегов практически не видно –все скрывается за зеленой стеной тростников и камышей. Ориентиров тоже никаких. Единственным объектом хоть немного оживившим пейзаж на участке между Клическими Поселками и Войневичами стали опоры высоковольтной ЛЭП напоминавшие инопланетных человечков (примерно час после старта). ЛЭП натужно гудела проводами. На небе собиралась гроза…но так и не собралась. Оно и к лучшему.
В начале Войновичей можно выйти на берег размять ноги. У местных тут что то вроде пляжа. Шансом выйти на берег лучше не брезговать – дальше до самых Бацевичей такой возможности не будет.
В конце деревни речка сильно расширяется и проходит под деревянным мостом…
и вот дальше надо быть очень внимательным.
Река разбивается на два рукава. Экипажи Коли и Саши, Юры и Наташи пошли в левый рукав и не прогадали. Основное русло идет туда, туда же впадает приток Суша.
НИ ЗА ЧТО НЕ ИДИТЕ В ПРАВЫЙ РУКАВ!
На первый взгляд он кажется основным, в нем даже появляется течение и именно туда пошли экипажи Ромы и Алины, Славы и Елены. На первом километре рукав начинает делиться еще на три. Средний сразу заканчивается тупиком, правый (сразу кажется основным) – тянется примерно метров двести, и тоже заканчивается непроходом. Уверенно проходится в левый рукав. Этот тростниковый коридор то сужаясь, то расширяясь, тянется около двух километров. Вокруг- стены из тростника, который, отмирая, образует островки сплавины. Вот на этих островках и поселяется мята.
Дикая мята…никогда не считал ее водным растением. И никогда раньше не видел в таком количестве. Образуя огромные корневища она вплетается в тростниковую сплавину наглухо цементируя ее в подобие плавучих островов. Эти растительные островки забивают русло и протиснуться через них очень непросто. Сначала мята прикрывала речку отдельными «мостиками», потом путь преградили цельные плотные настилы из мяты. Мята корневищами цеплялась за берега, каждый куст приходилось вырывать с корнем, прокладывая себе путь. Уже через полчаса мы начали ненавидеть запах мяты.
Когда протока полностью закрылась мятным ковром надо было бы повернуть назад…но Слава упорно повел свою лодку вперед. По его следам через мяту рубились Рома с Алиной. В одном месте протока подошла к сухому берегу и образовала приметное озерцо. Именно здесь второй экипаж решил сориентироваться по навигатору, и наконец понял, в какую *опу попал. Длинная протока через пару километров вела в тупик. Оставался лишь один шанс – на спутниковом снимке трехстах-четырехстах метрах прорисовывалось ответвление, по которому был шанс пробиться в основное русло. Отправились на поиски прохода, и снова попали в мятный ад. Рубились долго, упорно, но заветной протоки так и не нашли. Вода под днищем была, но над ней стояла непроходимая стена тростника и мяты. Пройдя около 150 метров со скоростью 3 метра в минуту, сдались, решили возвращаться назад, к мосту у Войновичей. К этому времени байдарки ушедшие в правильное русло были километрах в семи впереди, уже на подходе к Бацевичам. И снова пошли зеленые лабиринты, тошнотворный запах мяты, водяных клопов и еще какой-то летающей нечисти. Настоящий мятный ад. Наверное еще несколько месяцев не смогу пить мяту… В итоге –пять лишних трудных километров и огромное отставание от основной группы. И никакой надежды финишировать сегодня по графику (по крайней мере не с этим составом).
А что же Слава с Леной? На свроем «Викинге» они пошли в глухую
протоку и решили «рубиться» до конца. И добились своего – уперлись в полный непроход. Но возвращаться не стали, а провели разведку кустов, и нашли место для волока в основное русло.
Кстати, Рома с Алиной не дошли до главного русла всего 150 метров...
Дожидались Рому с Алиной в Бацевичах. Пока ждали, успели сходить в магазин и даже пообедать всухомятку. Осмотрели устье реки Несеты, впадающей в Ольсу справа. Когда вечер совсем уже стал похож на вечер, отправились на поиски хорошей стоянки, оставив Колю и Тролля дожидаться отставший экипаж.
На участке от Бацевичей до Березовки нормальных мест для стоянки нет, твердый берег есть только в черте населенных пунктов. В конце Бацевичей мост и церковь. Под мостом сваи старого моста, в низкую воду можно пошарпаться.
Удобное место под мостом в конце Бацевичей, но стоять придется прямо в деревне. Затем река сильно расширяется, по всей ширине зарастая кувшинками. Берега становятся выше, хотя все так же заросли травой. Именно тут, в березовой роще решили стать на ночь. За день прошли 27 километров (если не считать 5 км мятных лабиринтов).
Устали все.
На вечернем совете приняли решение в Бобруйск не идти, а сниматься в ближайшей деревне Заполье. До бобруйска еще 30 км с гаком, а возможностей сняться после Заполья не будет. Добивать «полярные» экипажи еще одной «тридцаткой» я не решился. Спать снова легли рано.
День 3-й: самый легкий день
-Эй, туристы, вы бы, *ля, сюда еще с лодкой запёрлись!-Эх, мужик, знал бы ты сколько тут лодок….
Утором промеряли расстояние до Заполья – 5 км. После вчерашнего вообще не расстояние. Поэтому стали на воду доволдьно поздно, и неспеша погребли к финишу. Река здесь широкая, покрыта кувшинками, по берегам – идиллические сельские пейзажи. Берега стали намного лучше.
На одном из берегов встретили стаю домашних гусей. Стая была большая – около 50 голов, были как взрослые гуси, так и гусята. Один молодой гусь испугался лодок и спрятался в канаву. Пока прятался стая уплыла. Гусь был сильно озадачен…сразу вспомнилась песня про «Два веселых гуся…»!
Проплыли Березовку, Малую Ольсу и незаметно для себя вкатились в Заполье.
В конце Заполья, немного не доплыв до моста нашли место для антистапеля. Удобный выход на берег, рядом магазин и остановка автобуса. До автобуса оставалось часа четыре, поэтому успели не только собраться но и основательно просушить байдарки.
На остановки массовостью удивили местных.
Еще больше был удивлен водитель автобуса – маленького «МАЗа» без багажного отсека. Ему еще 7 деревень объезжать, а тут туристы все места в салоне заняли…
До Бобруйска ехали тяжело… На каждой последующей остановке автобус все больше начинал походить на банку с кильками. Люди чертыхались, но терпели –всем надо домой ехать. Водитель тоже нормальный мужик оказался – детей рассадил на колени пассажирам, симпатичных девушек – к себе поближе, на служебное место. В общем итоге не без труда, но все же доехали до Бобруйска. Ну а там и до Гомеля недалеко…
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!