Наверх

Днепровско-Бугский...

Опубликовано: 2192 дня назад (15 февраля 2013)
Просмотров: 3948
+3
Голосов: 3
Днепровско-Бугский канал (ранее — Королевский канал) — судоходный канал на территории Полесья, построенный в период с 1775 по 1783 год. Соединяет реки Пина (приток Припяти; бассейн Днепра) и Мухавец (приток Западного Буга; бассейн Вислы). Общая длина 244 км.



Впервые идея строительства судоходного канала, соединяющего бассейны Припяти и Буга, впервые была озвучена на сейме в 1655 году коронным канцлером Речи Посполитой Юрием Оссолинским.

Работы по сооружению канала начались в 1775 году в годы правления последнего короля Речи Посполитой Станислава Августа Понятовского. Весной 1784 года по инициативе Матеуша Бутримовича суда, гружёные копченой рыбой, мёдом, воском и другими местными товарами, впервые отправились по каналу из Пинска в Варшаву и далее в Гданьск. В сентябре того же года строительство канала посетил король, который официально открыл судоходство на канале, проплыв по нему со свитой в 40 человек на выдолбленном из одного дубового ствола судне. Король четыре дня провёл в местечке Городец под Кобрином — с тех пор канал стал называться не иначе как Королевский.



В конце столетия общий кризис Речи Посполитой фактически погубил дело строительства канала, которое было возобновлено только в 1837 году уже российскими властями. Основные работы осуществлялись в период с 1846 по 1848 год. Ширина по дну пути была доведена до 14 м, а максимальная осадка судов составляла 70 см.



В XIX и начале XX века канал имел для Российской империи стратегическое значение, так как был единственным судоходным каналом — внутренним водным путем, соединяющим Балтийское и Чёрное моря. В частности, в 1886 и 1890 гг. на буксире колесного парохода и силами бурлаков по нему от места постройки в Эльбинге в Севастополь были переведены пять миноносцев водоизмещением от 89 до 164 т, одних из первых в составе Черноморского флота.

В 1919 году территория канала оказалась в составе второй Речи Посполитой. Польские власти, осознавая значимость канала, начали его планомерную реконструкцию. В период с 1929 по 1939 год построено два ближайших к Пинску шлюза (Дубой и Переруб).



В ходе операции по присоединению Западной Белоруссии к СССР канал стал находится на территории СССР. Советское правительство отвело каналу ещё большую роль. Восстановление Днепровско-Бугского водного пути было поручено Народному комиссариату речного флота СССР. За 7 месяцев (с декабря 1939 по июль 1940 года) проведено проектирование и основное строительство восьми гидроузлов, проложена сократившая протяженность водного пути на 12 км новая трасса канала Выгода —Кобрин. В августе 1940 года судоходство по каналу было возобновлено.

В июне 1941 года канал был захвачен частями вермахта. Началось активное использование канала оккупационной властью. Так, по данным Главного управления Красной Армии, за 1942 год по каналу было перевезено 200 тыс. тонн грузов. Однако весной 1943 года партизанами были взорваны шлюзы и тем самым канал был выведен из строя.

После освобождения Белоруссии началось активное восстановлению канала. Основные ремонтные работы проходили в период с сентября 1944 по июль 1945 года.



Уже в 1945 году судоходство было восстановлено.

Согласно Европейскому соглашению о важнейших внутренних водных путях международного значения от 19 января 1996 года канал является частью магистрального Днепровско-Вислянского водного пути Е-40 (Гданьск — Варшава — Брест — Пинск — Мозырь — Киев — Херсон). С помощью канала теоретически возможна водная связь бассейнов Балтийского и Чёрного морей. Тем не менее, сквозное судоходство по этому водному пути пока невозможно из-за того, что участок от Бреста до Варшавы по реке Западный Буг не судоходен, а также из-за того, что река Мухавец перегорожена в Бресте глухой плотиной.

Сейчас канал находится в стадии ремонта и реконструкции. Постепенно ремонтируются и приводятся к современным требованиям гидроузлы канала. Начиная с 90-х годов за счет собственных средств и бюджетного финансирования были реконструированы и построены водопропускные сооружения: плотина гидроузла № 10 «Тришин»,






плотина гидроузла № 9 «Новосады»,



водоспуск гидроузла № 6 «Кобрин» (Гидроузел «Кобрин» – самый большой в Беларуси, перепад воды составляет 5,4 метра. Раньше процесс шлюзования занимал более часа, сейчас для этого требуется около 15 минут.
Также на базе гидроузла построена мини-ГЭС на две турбины, которая с начала запуска выработала более 230 000 кВт.ч.) ,



плотина «Выгода» и водоспуск «Ветлы», что позволило решить проблему пропуска паводка по Днепро-Бугскому водному пути. Постоянная работа с водопропускными сооружениями обеспечивает выгодный гидравлический уровненный режим на зарегулированном участке водного пути. Обеспечивается постоянный прием паводковых вод с прилегающих земель, в том числе и с Украиной через Белоозерскую ВПС Днепро-Бугским водным путем, являющимся магистральным водоприемником, и отвод их, предотвращая тем самым затопление значительных территорий Полесья. В меженный период поддержание постоянных проектных уровней обеспечивает стояние грунтовых вод и создает идеальные условия для вегетации растений прилегающих земель.

В 1997 году правительством РБ была принята программа развития речных и морских перевозок до 2010 года и реконструкция гидротехнических сооружений Днепро-Бугского канала. В 1998 году была начата реконструкция гидроузла № 9 «Новосады»

При проектировании и строительстве шлюза были учтены требования европейского стандарта внутренних водных путей класса Vа. Была применена доковая конструкция шлюза, что позволило уменьшить объем сливной призмы камеры шлюза с 4750 м3 до 3658 м3. В результате уменьшился объем воды на шлюзование. При реконструкции шлюза была увеличена глубина заложения порога с 1.8 м до 2.4 м, что позволило увеличить осадку шлюзуемых составов. Увеличилась длина камеры шлюза с 89 до 120 м, а ширина с 11.2 м до 12.7 м. Применение новых конструкций затворов голов шлюза и уменьшение объема сливной призмы позволило сократить время наполнения и опорожнения камеры шлюза с 16 до 6.5 минут. Недолговечные деревянные конструкции шлюза были заменены на бетон и железобетон. Механический привод шлюза заменен на гидравлический. Шлюз был принят и сдан в эксплуатацию в октябре 2003 года.

В 2004 году началась реконструкция гидроузла №1 “Дубой”, которая закончилась в 2006 году. На гидроузлах "Дубой" и "Кобрин" введены в эксплуатацию мини-ГЭС - терперь канал сам обеспечивает себя электроэнергией. Реконструированы набережные Муховца в Кобрине и Пины в Пинске. На водораздельном бъефе, в месте впадения в Днепро-Буг Белоозерского канала установлен памятный знак.

Сегодня Днепро-Бугский водный путь—это не только судоходная артерия, соединяющая бассейны двух морей. За более чем двухсотлетний период он приобрел стратегическое значение, стал гарантом экологической безопасности всего полесского региона в целом. С ним связывают свою жизнедеятельность прилегающие города, колхозы, пионерские лагеря, санатории и рыбхозы. По нему открываются широкие возможности развития туризма по линии Республика Польша-Республика Беларусь – Украина с посещением таких исторических мест, как крепость-герой Брест, древнейшие города белорусского Полесья Пинск, Туров, столица Древней Руси Киев, а также посещение сохраненных мест первозданной природы Полесья заповедников «Припятский» и «Званец».
"По земле кривичей...100 лет назад" | Кобринский гидроузел -часть энергосистемы Днепро-Буга...
Комментарии (4)
Dzmitry Varabyou # 15 февраля 2013 в 20:50 +2
Очень интересно о канале написал в своей книге Виктор Суворов... в годы советской власти, у нынешних официальных лиц Российской Федераций, он был и остается "фальсификатором" истории. Так это или нет судить лично Вам, я же хочу привести отрывок из его статьи в ответ на подписание Дмитрием Медведевым указа "О Комиссии при Президенте Российской Федерации по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России" (смотреть источник).

Итак...

Виктор суворов:
Много лет назад, еще будучи курсантом военного училища, я был сражен, узнав, что осенью 1939 года тысячи зэков под руководством военных инженеров приступили к восстановлению и модернизации Днепровско-Бугского судоходного канала. Для чего он был нужен? Торговать с Германией? Но потоки грузов шли Балтийским морем и железными дорогами. Обыкновенные речные баржи разойтись в канале не могли. Это ведь только по названию Днепр и Буг соединили. А на самом деле – речушку Пину, (которая впадает в Припять, которая впадает в Днепр) с речкой Мухавец (та речка впадает в Буг, который впадает в Вислу). Но и соединив эти речки, все равно торговый обмен не наладишь, — Западный Буг на участке от Бреста до Варшавы не судоходен. Речные военные суда тут ходят свободно, у них осадка малая, а груженая баржа на мель садится. Так вот, теоретически в 40-х годах ХХ века Днепровско-Бугский канал мог быть использован только для того, чтобы пропустить боевые речные корабли из бассейна Днепра в бассейны Вислы и Одера (что, кстати, потом, в конце войны, и было осуществлено) или — из бассейна Вислы и Одера в бассейн Днепра. О чисто военном назначении канала говорит то, что строительством руководил полковник, а в последующем маршал инженерных войск А. Прошляков. Каналы для гражданский нужд, как известно, рыли не под руководством военных инженеров, а под водительством НКВД. С осени 1939 года до июля 1940 года советские строители прорыли новую трассу на участке Выгода-Кобрин, возвели восемь новых гидроузлов, расширили и углубили русло общей протяженностью 116 километров. И ради чего? Чтобы немецкие речные корабли запустить в Пину, Припять, а потом — в Днепр, Десну, Березину?

Цитировать можно многое... важен сам факт, который вряд ли признают.
Хлебин Роман # 16 февраля 2013 в 09:52 +1
Речушку Пину и речушку Мухавец...интересно, сам то Суворов видел эти "речушки"? А ведь раньше, до осушения болот эти реки были еще полноводнее... В 60-е по Днепробугу мой отец по два раза в месяц водил баржи с криворожской рудой...до сих пор помню его расказы про то как они шлюзовались.

Вредно отрицать, что все коммуникации в то время имели "двойное" назначение, но версия о "чисто военном" назначении канала...досужие домыслы. Канал перестраивался в эпоху "Великих проектов"...когда "реки вспять и заставим природу работать на человека!", и был одним из "великих" проектов. Не более и не менее...хотя потом и послужил он немало на благо советского народа. А сейчас, для Беларуси эта водная система может стать отличными западными водными воротами Полесья...особенно после начала разработки петриковского месторождения калийных солей.
Dzmitry Varabyou # 16 февраля 2013 в 14:52 +1
Военное назначение обусловило скорость его восстановления. Торговать в то время можно было только с Германией, только украинской рудой... а сравнится ли поставка по показателям объем/себестоимость украинская руда, перевозимая речными баржами и только до Бреста, со шведской рудой, которую можно было поставлять непосредственно в промышленные центры и огромными морскими судами?
В послевоенное время канал действительно имел важное значение - откармливали соцлагерь, искали удобные пути. Здесь даже удивлен советской логистике.. в кое то веки и подсчитали что-то :)
В большом будущем канала все же сомневаюсь, и на то есть причины. Для его нормального функционирования весь речной путь должен быть судоходен... согласятся ли поляки участок Брест-Варшава в порядок привести? Капиталовложения огромные, можно и политику увязать. Но самая объективная причина - дешевизна железнодорожные перевозок. Казалось бы что может дешевле морских/речных перевозок.. а вот у нас вышло именно так. Водным транспортом тягают то, что вагонами не повезли.
Будущее у речного транспорта есть, говорят аналитики. Только направление развития в сторону Черного моря, где канал явно не вписывается. Если немного помечтать о присоединении к европейской семье народов... то там и канал пригодился бы smile может и мечты сбудутся когда-нибудь, а пока и взглянуть на него хорошо бы.
Хлебин Роман # 16 февраля 2013 в 16:07 +1
согласятся ли поляки участок Брест-Варшава в порядок привести...
если это будет способствовать транзиту грузов и приносить реальную прибыль - очень быстро в порядок приведут. А если это будет очередное бла бла бла на тему развития речного судоходства - то не дождемся.