Наверх

Белоозерская ВПС - источник, питающий водой Днепробуг...

Опубликовано: 2219 дней назад (23 февраля 2013)
Редактировалось: 2 раза — последний 23 февраля 2013
Просмотров: 2851
+2
Голосов: 2
Давайте представим себе Днепровско-Бугский канал как целостную гидротехническую систему. Из чего же она состоит? Можно выделить 3 участка:
1-й участок: западный сколон от г.Кобрина до Бреста: арегулированное русло реки Мухавец протяженностью 44 км.
2--й участок: восточный склон от д. Ляховичи до шлюза Дубой (47 км) и далее по реке Пина до Пинска (27 км)
3-й участок: водораздельный бьеф : между г.Кобрин и д.Ляховичи, 58 км.

Если с первыми двумя участками все понятна - вода в них поступает по уже сущесвовавшим ранее водотоком, то решить проблему наполнения водой третьего участка - водораздельного бъефа - пришлось при помощи строительства дополнительных гидротехнических сооружений: Белоозерской, Ореховской и Турской водоподводящих системах (ВПС). Об одной из них - Белоозерской водоподводящей системе желаю вам сегодня поведать...



Итак, для начала нужно решить, где же все таки находится водораздел Пины и Муховца. Ответ на этот вопрос нам дает энциклопедия "Природа Белоруссии":

Место водораздела непостоянно и меняется от устья Белоозерского до устья Ореховского каналов. В период весеннего половодья на водоразделе вода в канале течет на запад и восток. В навигационный период необходимые уровни обеспечиваются гидротехническими сооружениями на реке Мухавец, водоразделе и реках Пина и Припять. В зимний период плотины полностью открыты и уровни близки к естественному. В период навигации ими обеспечиваются глубины до 1,6 м при ширине 22–28 м.

Как уже было сказано, питают вожораздел водой 3 ВПС. Однако, ве таки главнейшей из них является Белоозерская ВПС. Она состоит из гидроузла на Припяти для водозабора у озера Святое, Волянское (Украина) и Белое. Озера контролируют сток и подачу воды по Белоозерскому каналу на водораздельную часть канала.

Сплавляясь по верхнему течению Припяти, еще на территории Украины можно обратить внимание на интересное инженерное сооружение, расположенное слева по течению в нескольких десятках метров от русла. Это Верхне-Припятский гидроузел. Здесь берет начало Белоозерская водопитатеная система, которая подает воду в водораздельный бьеф Днепро-Бугского судоходного канала. Подобных сооружений вы не увидите нигде в Украине. Сделанное из деревянных брусьев в 1958 году, оно сохранило вид своих старших предшественников. Ведь датируется эта гидросистема 1838—1842 гг. Самому же Днепро-Бугскому каналу уже далеко за двести.

При помощи этого узла вода Верхней Припяти направляется в систему озер Святое-Волянское-Белое. Стартовав возле шлюза, где забирается вода из Припяти,



нужно проплыть 5,1 километра по Выжевскому каналу



до озера Святого,



потом 1,1 километра — по Короткому каналу до озера Волянского



и, наконец, еще 4,5 километра — по каналу Хабарище



под старым немецким мостом (выполняет свои функции до сих пор)



до озера Белого.



Дальше начинается Беларусь. Из озера Белого, по водоводу Белоозерского канала длинной 18 км



можно попасть на водораздельный бъеф Днепро-Буга. Весной, по всей этой системе наблюдается активное течение воды в сторону Беларуси, летом, осенью и зимой - вода практически не поступает - каналы на территории Украины сильно заросли, и источником подпитки для Днпробуга остается лишь озеро Белое.

И, как обычно это принято в нашем неспокойном мире, каждое из государств имеет свои взгляды на перспективы дальнейшего развития системы.

ВЗГЛЯД ИЗ УКРАИНЫ:


Насилие над славной рекой

Гидротехники уже в начале ХІХ века увидели, что уровень Припяти в районе волынского села Почапы значительно выше, чем в водораздельном бьефе Днепро-Бугского канала. Т. е. есть возможность самотеком подкармливать водой шлюзы в междуречье Муховца и Пины.

Именно это обстоятельство со временем стало причиной многих экологических проблем в верховье Припяти. В послевоенные годы Днепро-Бугский канал был отремонтирован, углублен и расширен. Интенсивность движения судов по нему постоянно росла. Для их прохождения по шлюзам каждый раз забиралось больше воды из реки. В 1970—1980 гг. случалось, что после Почапов Припять полностью исчезала, вся ее вода поступала в водопитательную систему Днепро-Бугского канала. Более того, в отдельные засушливые годы на озере Белом устанавливали мощные насосы, которые почти полностью выкачивали воду из Волянского озера и более чем наполовину — из Белого. В обоих водоемах гибнула рыба и все живое. Русло же Припяти ниже Почапов зарастало болотной растительностью, ивняком, деградировало. И никто на болезнь реки не обращал внимания. По каналу при любых обстоятельствах должны были плыть баржи, нагруженные рудой, углем, камнем, металлом...

Только в годы независимости появилась возможность ограничить водозабор и облегчить экологическую ситуацию в верховье Припяти. Международными соглашениями между Украиной и Беларусью было определено, что распределение стока может проводиться по схеме 50 на 50, а при стоке 1,7 м3/с вода вообще не должна забираться из русла реки. Этих правил придерживались до тех пор, пока Верхне-Припятский гидроузел мог выполнять водорегулирующие функции. К сожалению, сооружение сейчас находится в аварийном состоянии, может в любой момент разрушиться. Его деревянные конструкции сгнили и стали трухлявыми, в теле дамбы образовались большие промоины. Поскольку все сооружение перекосило, деревянные брусья (шандоры), которыми регулировали уровень воды на водоспуске, заклинило.

Сложно представить, что произойдет, если во время паводка неконтролируемый поток ринется в водопитательную систему, рассчитанную на пропуск 40—50 кубических метров воды за секунду. А такая угроза есть. Поэтому может случиться так, что, потеряв препятствие на своем пути, воды Припяти пойдут не на восток к Днепру по своему историческому, но крайне деградированному и заиленному руслу, а по ровненькому и чистому каналу на север к междуречью Муховца и Пины, и далее - по Мухавцу, Бугу, Висле в Балтийское море...

Учитывая эту угрозу, Волынское областное управление водных ресурсов в прошлом году заказало институту «Ривноедипроводхоз» проект реконструкции гидроузла. Как рассказал начальник управления Вячеслав Лавренюк, новое сооружение будет изготовляться уже из бетона, а его задвижки можно будет поднимать электродвигателями. Чтобы облегчить его обслуживание и иметь возможность оперативно вмешиваться во внештатные ситуации, к гидроузлу будет проложена щебеночная дорога. Стоимость работ по ценам декабря 2011 года — 6,64 миллиона гривен.

Итак, проблема, казалось бы, в скором времени будет решена. Однако вопрос финансирования этого объекта пока повис в воздухе. Тем временем сооружение все-таки придется строить. И в области надеются, что правительство найдет возможность профинансировать этот важный проект, равно как и средства для расчистки деградированного русла Припяти. Кстати, специалисты подсчитали, что сохраненная для Днепра вода Припяти даст возможность украинским электростанциям каждый год вырабатывать электроэнергии на несколько миллионов гривен. Сегодня же она крутит турбины мини-ГЭС, сооруженной на Днепро-Бугском канале возле города Кобрина предусмотрительными белорусами.....
ОБ ЭТОЙ МИНИ-ГЭС Я УЖЕ ПИСАЛ....вот так вот:) Если украинцы перекроют воду для Белоозерской ВПС - весь белорусский проект реконструкции Днепро-Буга может оказатьсся напрасным вложением средств... sick
Что же делать? Предлагаю брать с Украины деньги за пользование водой из Днепра:))))) zlo

ВЗГЛЯД ИЗ БЕЛАРУСИ



Государственная граница проходит через Белое озеро в Дрогичинском районе (отсюда название – Белозерская ВПС) и далее более 10 км по Жировскому каналу. Этот канал соединяется на территории того же района с Днепровско-Бугским недалеко от д. Малиновка. Таким образом, нормальная жизнедеятельность ДБК не в последнюю очередь зависит от состояния дел на украинской территории, в бассейне Волянского, Святого и того же Белого озер. В свою очередь пропуск паводковых вод по Белозерской ВПС исключает затопление значительной части Волыни и обеспечивает проточность каскада указанных озер.

А между тем Днепровско-Бугский канал был построен как судоходный и является составляющей международного водного пути Е-40 между Балтийским и Черным морями. Со строительством в бассейне Верхней Припяти водохозяйственных объектов он стал многофункциональным, сейчас от канала зависят десятки мелиоративных систем, работа предприятий сельского и рыбного хозяйств. Сегодня на ДБК активно развивают малую энергетику, неплохую перспективу имеет экологический туризм.

Предложения белорусской стороны на заседании рабочей группы озвучил начальник проектно-изыскательского отдела РУЭСП «Днепробугводпуть» Василий Подгурский. Он обратил внимание украинских коллег на две основные проблемы – недостаточный объем воды в Днепровско-Бугском канале для обеспечения судоходства в маловодные годы и недопустимые нагрузки на Белозерскую ВПС и ДБК при пропуске большого объема воды во время половодий в многоводные годы. Украинскую сторону в свою очередь волновало неудовлетворительное экологическое состояние Волянского, Святого и Белого озер.

Наиболее перспективным решением всех трех проблем, по мнению белорусской стороны, является строительство возле деревни Малиновка в Дрогичинском районе водохранилища «Жировское» площадью 669 гектаров с заполнением его самотеком из Верхней Припяти через озера Волянское, Святое, Белое и далее по реконструированному Жировскому каналу.

Жировский канал соединяет озеро Белое в Дрогичинском районе с ДБК , его главное предназначение – аварийный сброс паводковых вод при весеннем половодье. Однако сегодня он практически бездействует, поскольку русло заросло кустарником и перекрыто многочисленными бобровыми плотинами. Максимальная пропускная способность – не более 5 кубометров воды в секунду.

Для наполнения Жировского водохранилища существующему одноименному каналу потребовалось бы пропускать не менее 20 куб. м воды в секунду. Выполненные изыскания показали, что с такой задачей он не справится даже после расчистки и углубления. А потому рекомендовано параллельно прежнему руслу от истока (озеро Белое) до проектируемого водохранилища проложить новый канал протяженностью 18,25 км.

Строительство водохранилища позволит в весенний период аккумулировать здесь 21 млн куб. м воды с последующим использованием ее в навигационный период и обеспечивать необходимые экологические условия по сохранению каскада украинских озер.

На восточном склоне ДБК сегодня расположены четыре судоходных шлюза. Проектом предусмотрена реконструкция двух из них – «Ляховичи» и «Рагодощ», другие два – «Переруб» и «Овзичи» – исключаются из хозяйственной деятельности. На этих участках запланирован комплекс работ по углублению дна Днепровско-Бугского канала.

С целью рационального использования воды намеченного к строительству водохранилища предлагается возведение малой ГЭС мощностью 75 кВт. Подготовленный белорусскими транспортниками проект украинской стороной одобрен. Рабочая группа в полном объеме удовлетворила требования Государственного пограничного комитета. Для обеспечения несения пограничниками службы по охране южных рубежей страны предусмотрено строительство мостовых и трубчатых переездов через каналы.

Хотелось бы взглянуть на схему Жировского канала - из приведенного выше текста, трудно понять что авторы называют этим названием - не Белоозерский ли часом? Либо это какой-то из малых каналов, так же как и Белоозерский соединяющий оз.Белое с водоразделом Днепробуга...вообщем, надо будет проработать этот вопрос с картами (прим.авт.)

Как видите, судьба Днепровско-Бугского водного пути сейчас не только в наших, но и в украинских руках. От того, как договорятся стороны всецело зависит судьба этой уникальной полесской водной системы.

А какаво ваше мнение по данному вопросу, уважаемые сторонники Геоверсума?
Где эта улица, где этот дом? | Где эта улица, где этот дом...едем домой!
Комментарии (4)
Хлебин Роман # 23 февраля 2013 в 17:18 +1
"Хотелось бы взглянуть на схему Жировского канала - из приведенного выше текста, трудно понять что авторы называют этим названием - не Белоозерский ли часом? Либо это какой-то из малых каналов, так же как и Белоозерский соединяющий оз.Белое с водоразделом Днепробуга...вообщем, надо будет проработать этот вопрос с картами (прим.авт.)"

Данный вопрос мною изучен...таки да, Жировской канал - это не Белоозерский, канал, это отдельный гидрологический объект берущий начало на восточном берегу Белого озера, и идущий на восток а потом на север вдоль белорусско-украинской границы. Канал впадает в ДБС двумя ветками, гораздо восточнее Ляхович...

Поизучав карты Гугля я сформировал мнение что наши капитаны от гидротехники таки что-то темнят...украинская часть Белоозерской ВПС кажется со спутника гораздо менее заросшей по сравнению с нашей. Да и идея строительства канала-дублера Жировичской системы мне кажется обусловлена не слабой пропускной способностью Жировичского канала, а стремлением отодвинуть ситсему за пределы погранзоны, на белорусскую территорию... zst
pavel kauryha # 24 февраля 2013 в 11:06 +1
З задавальненнем пазнаёміўся з гідразбудаваннямі, якія, што нават здзіўляе, выконваюць сваю гаспадарчую функцыю, закладзеную ў сваім пачатку. Вельмі важна, што паказаны праблемы сёняшняга часу, патрэбныя для вырашэння.
Дзякуй, Раман!
Администратор # 24 февраля 2013 в 13:39 0
Хочу присоединиться к словам Павла Антоновича и поблагодарить автора данного материала за предоставленную возможность ознакомиться с современным состоянием одного из гидротехнических сооружений Днепровско-Бугского канала. Подобные материалы могуть стать информационной основой для реализации масштабной программы экомониторинга территории республики, в которой бы принимали участие не только специалисты экологических организаций, ученые-экологи, но и простые граждане, в том числе и пользователи географической социальной сети Геоверсум.
Хлебин Роман # 25 февраля 2013 в 18:30 0
Ориентировочно 23 марта состоится поездка клуба путешествий Гомельского отдела БГО на Днепробуг (Кобрин-Пинск). Желающие примкнуть к нам, пишитесь в комментариях...