Наверх

Окрестности Рогачевской провинции и небольшой Кировской деревушки. Ч 2

Опубликовано: 1450 дней назад (21 декабря 2014)
Рубрика: Без рубрики
Редактировалось: 4 раза — последний 21 декабря 2014
Просмотров: 1578
+2
Голосов: 2
... Продолжаем отчёт по поездке в Рогачёвский район (прервался из-за лимита фотографий).

Теперь обходим дворец с другой стороны, по пути на входе встречаем что-то похожее на масонский символ и табличка с предупреждением об опасности. Здесь же советская надпись «Библиотека». Дойдя до другой части дворца, видим табличку: «Окончание строительства февраль 2014», а тут уже декабрь стучится в двери. Рядом знак техники безопасности – «Работать в предохранительном поясе». Пройдя чуть в бок видим памятник солдатам. Хотели зайти ещё посмотреть хозпостройки и жилые дома 20го века, но был уже час дня и мы решили продолжить подробное изучение местности в другой раз, когда дворец будет отреставрирован. Кстати, раньше был музей при дворце, но он почему-то закрыт в воскресенье (очень странно, ибо у работников музея обычно пн-вт выходной).


Следующий пункт на нашем маршруте небольшой поселок Костешев. По данным последней переписи в нем остался только один житель. К данному поселку у нас ведет не праздный интерес, а обещание, данное весной участнику нашего клуба, туркменскому студенту Язмурату.

Где то здесь, под Рогачевом, при форсировании реки Друть, погиб летом 1944 года один из его родственников. Из документальных свидетельств сохранилась лишь похоронка, с указанием места воинского захоронения "Пурмурадов Ходжаныяз погиб в 24.06.1944 года, родился в Геокдепинский район в 1923 году. Похоронен: область гомельская, район Рогачев, от село имени Костяшевы на 1.5 км северо-восток".
Начало поселка встретило нас прискорбно: разрушенные от старости и обожженные луговыми пожарами дома, отсутствие хозяев.


Правда, проходили через один дом, где двери машины нараспашку, но никого не было. Полтергейст. Через какое-то время видим велосипедиста, оказывается, что это местный житель, что поселок закончился, а дома в поле нашего зрения, - это уже дачный массив. Дядька рассказывает нам, что братской могилы в поселке нет, но есть один заброшенный памятник погибшим в лесу - в той стороне откуда мы приехали, в километре от поселка, там где кончается поле. Идем обратно. Дойдя до леса и пройдя ещё несколько десятков метров, понимаем, что нужно разделяться. Чтобы не пропустить памятный знак Роман с Александром (который Екименко) пошли по лесу, остальные - по более или менее проезженной полевой дороге.

На пути нам встречаются следы животных, обитателей леса: отпечатки лап, фекалии. Соколов вспомнил, как на Кольском полуострове видел следы росомахи. Животное очень хитрое, и когда ты его заметишь (если ещё заметишь, это же искусный охотник), то он испугается. После получасового поиска, звонок от группы , которая прочесывала лес - памятник найден! Все почти как в похоронке - направление от поселка - север, расстояние - как раз полтора километра. Возможно раньше поселок был гораздо больше по размерам, и тогда мы как раз бы были на северо-востоке. Вокруг следы былых боев - линии окопов, воронки, следы разрушенных блиндажей. Проводим некоторое время у памятного места - Язмурат привез на могилу землю из Туркменистана.


Собираемся в путь обратно. После посещения памятника все стали как то молчаливее...
По пути наблюдаю следы животного, после консультации с биологом оказывается, что это возможные следы либо горностая, либо куницы (спасибо определителю). Ну, и в следующий раз нужно брать линейку для более точного определения размеров следа.


Ну и можно добавить в конце ПС: Через два дня после возвращения получили запоздалое письмо - ответ на наш запрос от краеведов из Рогачева:
"Добрый день. По поводу могилы захоронения Пурмурадова Ходжаныяза. Перезахоронен в братскую могилу в 1958 году. Погиб в районе деревне Маньки (ныне не существует). Братская могила находиться в деревне Заполье Рогачёвского района. На всякий случай телефон Рогачёвского музея где можно найти подтверждение и фотографию братской могилы - 4-27-86. Если нужна ещё какая-либо информация, пишите."
Провели небольшое расследование - д.Маньки уже давно не существует, а находилась она на СЗЗ от д.Хомичи, что в целом совпадает с направлением наступления советских войск. Видимо картина складывается следующая:
1. 26 июня наши войска форсируют Друть и развивают наступление по направлению Костешев - Хомичи - Маньки - Тихиничи, самые упорные бои развернулись на СЗ от Костешева где была немецкая линия обороны, вероятно что оборона была достаточно глубокой, и вполне возможно что Ходжаныяз Пурмурадов погиб не на первом рубеже, а где то между Костешевским и Маньковским лесом.
2. Погибших хоронили в братских могилах в Костышевском лесу, там где мы побывали возле обелиска. Именно это место и фигурирует в похоронке.
3.В 1958 году д.Маньки так и не возродилась, ее посленедние жители перехали в Заполье. Почти не осталось жителей в Костешеве, и поэтому солдаты, погребенные в братских могилах под Костешевым были перезахоронены в братскую могилу в центре деревни Заполье.
4. Вывод - нужно еще раз съездить в Рогачев (там в краеведческом музее можно найти документы на захоронение) и в Заполье - возможно на братской могиле, которую мы не осмотрели, есть фамилии захороненных (тем более что они фигурируют в документах). Память о погибших на той войне - святой долг каждого жителя нашей страны, обещание, данное Язмурату - святой долг нашего клуба перед жителем другой страны, не смотря на растояния и время не забывшем о своих предках. Поэтому весной такая поездка обязательно сотоится.
Пройдя через засеянное поле, отогревшись в бусе, направляемся в конечную точку маршрута – город Рогачёв.
И первой достопримечательностью на нашем пути является городище.




В начале XVI столетия Рогачёв по завещанию перешел во владения великого князя Жигимонта I, который подарил его своей невесте-итальянке, принцессе Боне Сфорца. Больше 30 лет управляла Бона своими владениями. По её распоряжению на месте древнего городища в городе был построен замок и дворец, называемый в народе «замком королевы Боны». Место, где находился замок, сейчас называется «Замковой горой». Есть несколько версий происхождения названия города. Основная из них – рог, символизирующий слияние двух рек (Друть впадает в Днепр). В результате слияния двух рек образовывается угол, называемый по-белорусски "рогом".
Вид с горы устращиющий: по одну сторону крутой обрыв, где внизу виднеется частный сектор (здесь бы жила в своё время Виктория, участница нашего вояжа), а с другой – река.


Со стороны реки виднеется какой-то проход, похожий на виноградники, и внизу «грозное» лаяние.

На частично замерзшей реке виднеется стульчик – «трон рыболова».

Видим бывший пункт триангуляции и отправляемся дальше.

На ул. Дзержинской видим красивый стрит-арт в рамках проекта, прошедшего пару месяцев назад.

С другой стороны – достраиваемую церковь.

Подходим через дворы к школе, где из далека видна роспись, как в протестантской церкви.


По возвращении к бусику решаем сразу ехать к памятнику сгущенке, не останавливаться на костёле св. Антония Падуанского. И не прогадали: он ещё не отремонтирован (Роман говорит, что реконструируется около 7 лет). И вот, на въезде в город видим чудо: завод и на фоне его баночка, символизирующая деятельность предприятия.



Памятник открыт год назад. Ранее Роман бывал здесь 8 марта, с детками.

Делаем коллективное фото и айда домой. Жаль, что не доехали на междуречье.. Но в следующем году обязательно сюда заглянем!
Автор: Королёва Алина, Хлебин Роман.
Фото: Хлебин Роман, Королёва Алина, Екименко Александр, Махнач Игорь.
Окрестности Рогачевской провинции и небольшой Кировской деревушки. Ч 1. | Анонс следующей поездки: Псков
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!