Наверх

Большой северный поход, или из Европы в Азию - на байдарке. Часть 1

Опубликовано: 18 дней назад (9 февраля 2018)
Рубрика: Без рубрики
Просмотров: 61
+1
Голосов: 1
Вместо предисловия
Здравствуйте дорогие обитатели "Геоверсума". После некоторого перерыва наш блог возвращается, чтобы рассказать вам о самых ярких событиях второй половины 2017 года. За это время было несколько интересных походов, но в суете разных дел не было времени рассказать про них в формате полноценного отчета. В 2018 году наш клуб ушел в бессрочный отпуск (каждый из основателей немножко решил заняться сольными тревел-проектами) и появилось немного свободного времени для того чтобы вернуть долги прошлого года. В ближайшие дни мы выложим 4 отчета - о четырех непохожих друг на друга путешествиях с очень интересной географией. Ну а начнем мы с самого вкусного - с "клубнички" shock Хотя вообще то правельнее будет сказать - с морошки:) love

Почему Полярный Урал?

Поход в тех суровых краях мы планировали давно, но только летом 2017 он начал обретать реальные черты. В клубе появились собственные лодки - две надувные байдарки "Налим" с вегетарианскими названиями "Банан" (та что поменьше) и "Баклажан" (та, что побольше). Весной стала собираться команда и из двух возможных северных направлений выбор пал именно на Полярный Урал. Как ни странно, в пользу выбора маршрута сыграла его доступность (возможность заброски и выброски общественным транспортом) и относительная дешевизна. Впервые в истории клуба мы официально зарегистрировали поход в республиканском туристско-спортивном союзе (немножко занизив категорийность с 2 кс до 1 кс, т.к никто из команды не имел подтвержденного туристского опыта). Ну а самым железным аргументом в пользу реки Собь стала возможность побывать на границе Европы и Азии и несколько раз пересечь Полярный круг.


Поход на Полярный Урал. Река Собь.

лодки "налим -220" ("Банан") и "налим-300" ("Баклажан").
Состав команды:
Роман Хлебин - идейный вдохновитель, руководитель и составитель маршрута. Адмирал и судовладелец, капитан "Банана"
Алина Королёва, матрос "Банана". фотографист и хронометрист, ответственная за рыбалку
Юрий Злотников, капитан "Баклажана", зам. руковода, ремонтник и затейник. Мастер "селфи".
Наталья Алексеева, матрос "Баклажана". Завхоз и начпрод, кухня и медицина.

В таком составе команда собралась впервые и после небольшого схаживания на речке Ольса отправилась бороздить просторы Полярного Урала. Основные фишка похода - пересечь границу Европы и Азии и сплавиться по одной из красивых и разнообразных рек Урала, побывать в тундре и тайге, побродить по горам, покушать грибов и ягод, наловить рыбы и пройти пару порогов сложностью чуть поболее "единички".

21 июля. Старт.

Рабочий день закончился быстрыми сборами и марш-броском на Гомельский автовокзал. Там нас ждали друзья-товарищи, пришедшие проводить в путь-дорогу и автобус "Гомель-Москва" призванный довезти нас до столицы братской России. итогом дня стала позитивная фотосессия от друзей клуба.

















22 июля. Москва.

Примерно в 7:30 утра наш автобус прибыл на автостанцию "Новоясеневская" где то на южных окраинах Москвы. Некоторое время мы "морозились" на автостанции в надежде, что подъедет кто то из московских друзей и поможет перетащить тяжелые рюкзаки и баулы с лодками и продуктами на площадь трех вокзалов.



Никого не дождавшись стали двигаться к запланированной цели - станции метро. Вещи перемещали "челноком" - в две ходки. Особенно тяжел оказался рюкзак с едой. Долго, с пересадкой ехали под землей и наконец добраллись до Ярославского вокзала. Десять утомительных часов убивали время как могли - гуляли по окрестностям, кушали в фастфудах, докупали продукты в "ашане" и снарягу в "декатлоне", Юра даже на Красную площадь съездить успел.






Приобщались к "культурке" - осмотрели выставку художников-60-десятников, которая развернулась прямо на вокзале.



И только в 19:00 погрузились в поезд Москва-Лабытнанги и продолжили свое путешествие на север.







В поезде столкнулись с новыми правилами провоза багажа. С недавних пор не важно сколько весит лодка - в любом случае она не относится к ручной клади и считается оплачиваемым багажом. Даже если ее вес 10 кг а ручная кладь моет весить до 30 кг. В спорах с начальником поезда пришли к тому что "правила "на-тоненького", наж багаж нам простили, но впердь попросили покупать багажную квитанцию. Мы тоже сделали выводы - с этого момента две лодки у нас стали умещаться в один баул. Так дешевле...


23 июля. День в поезде.

Дорога на Полярный Урал не избалована пейзажами. Оставив позади Вологду (проехали поздно ночью) поезд врывается на просторы тайги и пейзажи за окном не отличаются разнообразием. Перегоны между станциями становятся все длиннее, реки - шире и полноводнее.








Своей шириной поражает Северная Двина, по мосту через которую поезд проезжает в районе Котласа.
Котлас -самая крупная из проезжаемых стнаций, здесь поезд стоит почти 50 минут и можно успеть погулять по городу, сходить в магазин и прогуляться по набережной речного вокзала. Мы выполнили эту программу в полном объеме.













Станции после Котласа - Микунь, Ухта, Инта, печора, Сосногорск - относительно маленькие и неинтересные.
Уже на этой широте, на просторах республики Коми хорошо чувствуется полярный день. Солнце, зашедшее за горизонт в 22:00 уже в 2:00 поспешило вернуться и осветить вагон рассветными лучами. Но предыдущая бессонная ночь дала о себе знать, и мы проигнорировали столь ранний рассвет, а также станции Печора и Инта.

24 июля. Так вот ты какой, Полярный....!

Утром следующего дня таежные пейзажи за окном постепенно сменились на бескрайнюю тундру. Здесь же,на станции Ухта произошло первое знакомство с лютыми местными обитателями - комарами и слепнями. Туристская братия в вагоне начала потихоньку рассасываться - на станции Ухта вышла большая группа, забрасывающаяся на Приполярный Урал к истокам Печоры.
Проехали несколько станций с чудными названиями - Сивая Маска, Никита, Чум... Платформы на станциях канули в лету как явление.
Наша станция носит гордое название Полярный Урал и находится у самого подножья Уральских гор. Стоим одну минуту, когда спросили у проводницы на какую сторону выходить та лишь пожала плечами. Все равно платформы нету... Решили выйти в сторону гор.







С нами на станции вышла группа москвичей - у них заброска на реку Хадата. Рашили оставить вещи на станции и прогуляться к реке - до нее здесь меньше километра. Вещи оставить не удалось - строгие антитеррорестические инструкции. Недалеко был балок железнодорожников, строящих снегозащитные заборы- оставили вещи у них.
В полукилометре достигли знака на границе Европы и Азии. Сфотографировались. Вроде как цель достигнута , а восторга нет. Да и мошка есть начинает.



Спустились к реке. В верховьях Собь считается условно проходимой , и не спроста - короткие глубокие плёсы здесь чередуются с длинными мелкими перекатами-шкуродерами. Так что сюда либо в июне, в весенний паводок, либо сразу настроится на 15 км пешеводинга из рассчета 50/50% суши/воды.









Мы решили пожалеть лодки и перезабросится в район станции Собь. Там, после впадения Большой Пайпудыны река становится гарантированно проходимой.
Перезабросится было довольно просто - через 3 часа после нашего поезда шел грузопассажирский состав Воркута-Лабытнанги. В ожидании поезда решили прогулятся по окрестностям и от местных узнали про то, что недалеко, на озере Перевальном можно искупаться. Хороший галечный пляж и не очень холодная, нагретая полярным солнцем вода. После пыльной и потной дороги это была настоящая благодать - плавать в кристально чистой воде с видом на горы, покрытые снежником...




24 июля продолжается. Лодки на воду.

До станции Собь доехали за 20 минут и 300 рублей. В поезде общались с местными - слушали про комаров, рыбалку и медведей.





До реки от проезда немногим больше 200 метров. Течение быстрое, вода прозрачная. На реке застали несколько групп, которые ехали с нами в поезде. Мы с ними еще не раз встретимся на маршруте.
Как только начали собирать лодки на нас напала мошка. Пришлось укутываться в накомарники и обильно полить себя дегтем. Юра растворил его в спирте и наполнил этим составом аэрозольный баллончик. Как показал поход, деготь действует на гнусс эффективнее любого из репеллентов. Правда одежду, политую дегтем больше никуда как в поход не оденешь...
Сборы лодок заняли чуть более часа. Перевели часы - ведь мы уже в Азии.




На дворе 20:00 а светло светлее светлого. Стали на воду и начали сплав. Перед стартом принесли традиционную жертву речным богам и горным духам. Те в благодарность разогнали собирающиеся тучи и окрасили небо в невероятные розовые цвета. А на одной из фоток облака собрались в силуэт как будто бы чьего то лица...так Урал нас встречал.








Река на участке до ручья Кузнечиковый быстрая, но покладистая. Можно не грести совсем - скорость течения около 1 м/с. Но внимания терять не стоит - на поворотах прижимы под высокий берег, местами "расчески" из нависающих над водой берез, пихт и лиственниц. Противоположный берег наоборот олчень мелкий и непроходим даже для Налима. В одном месте не выдержали дистанцию между лодками, вместе пошли в прижим и "Баклажан" затолкал "Банана" прямо под "расческу". Причесались, поучились, больше так не ошибались.
Стоянка на Кузнечиковом была занята москвичами, еще одна стоянка напротив - семьей из Ростова.





Решили далеко не отходить и стали на маленькой полянке среди ив. Прямо над нами - гора с крестом, видимо именно она фигурирует в отчетах под названием Динозавр. Дров в достатке - сухая береза и ива, вероятно срезанная ледоходом во время паводка.
К ночи (хоят было светло как днем) гнус немного унялся. День был тяжелым, поэтому быстро приготовили еду на горелке, покушали, немного выпили за успешное начало и легли спать.

КАК МЫ НА ОЛЬСУ СХОДИЛИ! | Большой северный поход, или из Европы в Азию - на байдарке. Часть 2
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!