Наверх

История метеорологии в Беларуси

Опубликовано: 1392 дня назад (7 января 2014)
Рубрика: Без рубрики
Просмотров: 1095
+2
Голосов: 2
Метеорологические наблюдения в древности, во времена Великого
Княжества Литовского и Речи Посполитой


Метеорология, как наука, имеет весьма почтенный возраст. Её развитие обеспечивалось возрастающими потребностями человеческого общества.
Один из великих философов-материалистов Греции Демокрит (450-370 гг. до н.э.) был неплохим метеорологом и не пренебрегал её практическим применением, занимаясь предсказаниями погоды. Он самостоятельно производил наблюдения за погодой в Македонии и Фракии, свои выводы закреплял в виде годичного календаря (парапегмы). Такие календари выставлялись на площадях и население могло заранее по дням года, нанесенным в соответствующих зодиакальных циклах, прочитать какая будет погода в этих циклах или днях. Например, 28 мая – дождливая погода, 9 июня – бывает дождь, 28 июля – южный ветер и зной, 17 августа – дождь и ветер, 29 октября – холод или иней. Некоторые прогнозы Демокрита блестяще оправдались, он подсказал брату заранее убрать с полей хлеб, так как ожидал через некоторое время в этой местности бурю и ливень. Известен случай, когда Демокрит, предвидя будущий сезонный неурожай маслин, скупил оливковое масло во всей стране впрок. Прогноз Демокрита и тут оправдался, он получил огромную прибыль, за что его прозвали в народе “мудростью”. Демокрит был не только блестящим синоптиком, но и теоретиком-метеорологом. В научных трудах он пытался разобраться с природой молнии и грома, образования облаков и ветра. Так, гром, по его мнению, “возникал из неравномерно составленой смеси атомов, которая разрывает окружавшее её облако для своего движения вниз”. “Молния же есть столкновение облаков, при котором те облака, которые способны породить огонь, сгущаясь, притягиваются через разреженные облака и вызывают трения”. Природа ветра, считал философ, кроется в сгустке атомов, они ударяются, отталкиваются, сплетаются и сжимаются, вследствие чего возникает ветер.
Современником Демокрита был известный врач Гиппократ (460-377 гг. до н.э.), который одно из своих сочинений посвятил географическому описанию посещённых им мест, в том числе Северной Скифии, - “О воздухах, водах и местностях”. В этом сочинении он дал описание климата Скифии, попытался увязать характерные болезни с направлением местных ветров и влиянием холодного климата.
Примитивные метеорологические воззрения были и у последователей Демокрита – Клодия, Плиния, Платона, Аристотеля. Вспомним, что первым трудом Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) была именно “Метеорологика”, в которой он изложил свои натурфилософские взгляды. Аристотель ввёл в обиход сам термин “метеорология”, который дословно переводится как “учение о небесных явлениях”. Но есть ещё один перевод этого слова –“все, кто прежде” и этот перевод как нельзя лучше подходит для исторического исследования. Аристотель предполагал, что природа состоит из четырёх основных начал: огня, воздуха, воды и земли. Из взаимодействия этих элементов и рождается всё многообразие явлений. Аристотель правильно понимал круговорот воды в природе в отличие от своего учителя Платона, который считал, что все воды берут начало в подземном океане Тартаре. В состав воздуха Аристотель включал пар (влажное и холодное начало) и дым (тёплое и сухое начало). Учёный хорошо знал климатические особенности своей страны, он перечисляет в “Метеорологике” основные названия ветров (апаркстий, траский, аргест, мез, нот, зефир, эвр, кайкий, липс) и сезоны их действия. Задумывается о причинах ветров, в том числе вихрей, смерчей, ураганов или пристер. Аристотелю известно, как меняется характер погоды при смене ветра. Так западный ветер он причисляет к бореям, потому что он приносит холод, что действительно бывает в тыловой части циклонов. Аристотель имеет представление, что движение атмосферы зарождается в её верхних частях. Он пишет о вращении атмосферного воздуха вокруг земли и предполагает, что скорость воздуха у полюсов замедляется. Одним из первых Аристотель попытался дать толкование образования облаков, тумана, росы, инея, града, природы гроз, зависимости распространения животных и птиц от климатических условий. Так Аристотель правильно понимал, что град образуются на той высоте, где воздух сильно охлаждается и при падении с большой высоты градины приобретают более округлую форму.
Ученик Аристотеля греческий учёный Теофраст (372-287 гг. до н.э.) большое внимание в своих трудах придавал описанию местных метеорологических явлений – дождя, ветров, бурь, ясной погоды. Сведения о климате чужих территорий он собирал из бесед с купцами и путешественниками, рассказы которых считал заслуживающими доверия. Так он описал влияние холодных ветров на погоду в Северном Причерноморье и развитие тут животного и растительного мира. Теофраст обращался к народным приметам при попытках предсказания погоды. В своей «Книге признаков» он описал 80 признаков предшествующих дождю и 45 признаков ветряной погоды. Рассуждения о климате содержатся и в трудах известных географов древности Эратосфена и Страбона. Эратосфен (275-194 гг. до н.э.) был главой Александрийского Мусейона (музея), название которого происходит от названия муссонных ветров. Географ Страбон (66 г. до н.э. – 24 г. до н.э.) оставил нам свои замечания о холодном мистрале Южной Франции, дождливом и туманном Альбионе, холодном климате Исландии. Плиний Старший (23-79 гг. н.э.) изложил в своей “Естественной истории” трактат о ветрах, которые играли большую роль для нужд мореплавания. Плиний упоминал о 20 других учёных, которые занимались исследованиями перемен погоды и влиянием на них ветров, что указывает на значительную роль метеорологии уже в это время.
В одном из описаний арабских писателей страны Булгарии на Волге содержатся сведения о климате Варяжского (Балтийского) моря, народа вису (веси) и северных стран в трёх месяцах пути от Булгарии, “позади пределов седьмого климата”, “в той северной широте, где летом нет ночи и зимою нет дня, стоят жестокие морозы”. Булгары считали, что если к ним придут люди из северных областей, то они принесут с собой эти страшные морозы, “воздух переменится и настанет ужасная стужа, всякая растительность погибнет, даже и посредине лета”. Поэтому в Булгарию категорически не пускали людей из страны вису.
В Древней Руси отсутствовали специальные систематические наблюдения за погодой, но все значимые природные явления и катаклизмы обязательно заносились в местные летописи и хроники. Древнерусские летописи содержат богатый материал по астрономическим, геофизическим и метеорологическим явлениям. Летописные сведения относятся к довольно большому региону от Южно-русских степей до Балтики, в том числе к белорусским территориям с указанием городов – Вильно, Полоцка, Друцка, Пинска, Турова, Минска, Логойска, Сверженя и других.
В “Повести временных лет”, охватывающей события от древнего мира до современного, её автору, монаху двенадцатого века Нестору, удалось описать интересные факты о явлениях комет во время правления в Иерусалиме царей Антиоха и Устиана, о звёздных течениях во Фракии при Константине, о землетрясении в Сирии. Здесь же перечислены стихийные явления, которые якобы напускаются на землю по злой воле дьявола – град, дождь, слана (иней, заморозок) на плоды, зной на поля, вредители сельхозкультур: прузи (саранча), хрусты (майские жуки), гусеницы. Причина этих неблагоприятных явлений, по мнению автора кроется в людской злобе и их греховности. Ещё в четвёртом веке святитель Василий Великий аналогично утверждал, что из-за грехов «даже сам климат лишается его естественных проявлений, когда зима вовсе не зима, и лето не лето».
В “Патриаршей или Никоновской летописи” перечисляются негативные для молодой зелени метеорологические явления – “мороз, дыхание северного ветра, тучный дождь, знойный вар, градное нашествие”.
В “Слове о полку Игоревом” красочно и грозно описаны погодные условия во время похода киевского князя: “Другого дни велми рано кровавая зоря свет поведают, чёрная тучя с моря идут, хотят прикрыть четыре солнца (иносказательно под солнцами подразумевались четыре князя Игорь, Всеволод, Владимир и Святослав), а в них трепещут синии молнии. Быти грому великому, итти дождю стрелами с Дону Великого! ...Се ветри, Стрибожи внуци, веют с моря стрелами на храбрые полки Игоревы. Земля тутнет, реки мутно текут, пороси поля прикрывают”. В “Киево-Печерском патерике” о пришествии из Царьграда писцов церковных к игумену Никону на лодьях по Днепру в Канев содержится упоминание о сильном ураганном ветре, дувшем против течения и нёсшем корабли: “В ту же нощ бысть буря велика на реце. Заутра же вставше, обретохомся (оказались) близ Треполя и лодиа сама идяше горе, аки некаа сила влечата ю. ...толик путь преидохом единою нощею, не гребуще, еже с трудом едва трема деньми доходят друзии (другие)”.
Климатические характеристики, состояние погодных и атмосферных условий обязательно учитывалось при принятии решений о военных и торговых походах, начале сева или уборки урожая, основании новых поселений и других мероприятий. Особое значение приобретали наблюдавшиеся в этот период “небесные знамения” – кометы, солнечные или лунные затмения, пятна на солнце, северные сияния, грозы, галло, миражи. Влиятельное положение в жизни общества занимали лица, которые обладали специальными знаниями о жизни природы – “гвяздары”-астрономы, астрологи, жрецы и волхвы. Их нужно считать первыми профессиональными наблюдателями в области гидрометеорологии. Некоторым из них даже приписывали способность влиять на природу и климат.
Первым известным астрономом, упомянутым в письменных источниках, стал римский “австроном”, который ориентируясь по звёздам, привёл корабли с 500 патрициями под началом Публия Лемона (Палемона) из Средиземного моря через Атлантический океан в устье Немана, которые, якобы, сбежали сюда от притеснений тогдашнего диктатора. Известный историк Вильно И.Крашевский описал первую обсерваторию (обсерваториум), которая существовала в Литве уже в 13-м веке. Обсерватория была оборудована на высокой круглой башне во дворце верховного литовского жреца Криево-Кривейты, откуда он наблюдал “бег Солнца”. Астрономом или “гвяздаром” был и родоначальник рода князей Радивиллов – Лездейко, обученный “подлуг бегов небесных”. Считается, что именно Лездейко посоветовал князю Гедымину основать Вильно в месте удачной охоты на зубра на берегу Вилии. Следы древней астрономической обсерватории были недавно найдены на берегу белорусского озера Яново.
Полоцкого князя Всеслава (годы правления 1044-1101) называли чародеем за его удачные походы и войны, которые связывались с умением Всеслава использовать данные ему небесные предначертания. Считают, что князь мог вызывать дождь и грозу. К периоду правления Всеслава относятся первые подробные упоминания в русских летописях о погодных условиях в районе Немиги (1067) и Полоцка (1092).
Одно из известных описаний климатических условий соседних стран – “Хождение Игумена Даниила” оставил нам черниговский монах, который в начале 12-го века совершил паломничество в Иерусалим и Землю обетованную. В его “хождении” содержатся подробные географические описания посещённых им местностей, водных источников, климатических особенностях, растительного и животного мира. Вот его подробное описание земли от города Иерихона до реки Иордан: “От Иерихона до Иордана 6 вёрст великих, все по равну в песце, путь тяжек велми: ту мнози человечи задыхаются от зноя и исчезают, от жажды водныя умирают; ту бо море Содомске (Мёртвое) близь от пути того, исходит дух зноен смердящ, зноит и попелит всю землю ту...”. “Иордан же река течёт быстро, бреги же имеет обонпол прикруты, а отсуду пологи, вода же мутна велми, и сладка пити...”. Местная приречная густая растительность напомнила ему Сновскую пойму с верболозом и тростником - “тростие много, болоние (пойма) имать ако Снов-река”. Среди местных зверей перечисляет львов и пардусов (гепардов). Описывает удивительные сухие долины-вади - “поток бе некако страшен и глубок зело и безводен”. “Море же Содомское мертво есть, не имеет в себе никакоже животи, ни рыбы, ни сколии”.
Другое известное природоописательное произведение о “хождении в Царьград” Игнатия Смоленского, который описывает природу и гидрографию этого путешествия. Особое внимание Игнатий уделил описанию морских ветров и бурь, знания о которых были необходимы для примитивных парусных судёнышек.
Сведения о наиболее примечательных климатических явлениях на территории Беларуси этого времени можно почерпнуть из белорусско-литовских летописей и хроник. Среди них можно назвать: “Хронику литовскую и жемойтскую”, “Хронику Быховца”, “Повесть о князьях Миндовге, Войшелке, Тройдене”, “Повесть о Всеславе Полоцком”, “Жировичскую летопись” и др. Из “Хроники Быховца” известен такой интересный факт, что великий князь Витовт в 1316 году погиб от удара молнии. В “Слове о Мартине мнисе (монахе)”, бывшем много лет поваром епископов Туровских Семена, Игнатия и Иакима, который в старости жил один в монастыре на Болони возле Турова, рассказывается об очень сильном разливе Припяти - “вода велика окол монастыря”.
Погодные условия часто помогали или наоборот мешали проведению битв и войн, поэтому знания о них были важны при планировании военных мероприятий. Московский князь Дмитрий Иванович в 1368 году в своём письме к Великому князю Ольгерду хвастливо сообщил, что “буду в земле твоей по красной весне, по тихому лету”. Смелый Ольгерд, как хороший воин, не стал ждать хорошей погоды и в Великдень подошёл к Москве и “прислонил своё копьё” к стенам Москвы. В результате напуганный Московский князь вынужден был заключить с ним мир.
Разнообразный метеорологический материал можно почерпнуть из более поздних белорусских хроник - “Баркулабовской летописи”, “Хроники Сурты и Трубницкого”. В “Летописи панцирного и Аверки”, записанной витебским мещанином Стефаном Гавриловичем Аверкой в 1768 году, содержатся современные ему факты о многих природных явлениях, некоторые сведения он взял из записей Яна Черновского и его деда, сделанные в 1733 году, а также из старинных европейских и польских хроник Меховского, Кромера, Длугоша, Бельского.
На территории древней Беларуси местным населением были сформированы свои региональные знания о климате, о местных приметах погоды, выработаны народные календари. Эти знания передавались в основном устным путём из поколения в поколение, запечатлевались в фольклорных обрядах, песнях и танцах, вышивках и ткачестве, пословицах и поговорках. Известны также записи климатических циклов и сельскохозяйственных работ, выполненные на деревянных дощечках. По мнению академика Б.А.Рыбакова известные Борисовы камни на территории Беларуси были также связаны с аграрными циклами. Рыбаков считал, что надписи на камнях и каменных крестах могли быть нанесены в период страшного голода 1127-1128 годов в дни Борисоглебских аграрных праздников (2 мая) и призывали Богов дать хороший урожай.
Первые письменные сведения о климате и погодных условиях не были самостоятельными творениями и использовались в основном как иллюстрации к природоведческой, философской и богословской литературе. Первым славянским специальным произведением на тему метеорологии явился трактат о засухе, созданный в Киеве в середине одиннадцатого столетия - «Слово о вёдре». Известный белорусский просветитель 12-го века Кирилла Туровский в своих проповедях приводил описания и разъяснения некоторых природных явлений. В своём “Слове об антипасхе” Туровский живописно представляет окончание зимы и наступление весны, погодные условия накануне Великодня (Пасхи): “Ныне солнце красуется, к высоте всходит и радуяся землю огревает... Ныня зима престала есть и лёд растаяся... Днесь весна красуеться, оживляющи земное естество, и бурные ветры, тихо повевающе, плоды гобозуют (спелят) и земля семян питающе, зелёную траву рождает”. Но по его примитивным представлениям “бурные ветры” посылались людям от Бога за “грехотворые промыслы”. Он также считал, что Бог проводит речища больших и малых рек, держит “воду облаков” в воздухе. Такие же примитивные толкования явлений природы давались в “Псалтыре”, “Физиологе”, “Христианской топографии”, “Толковой Палее” и других произведениях ранних авторов. С развитием средневековых наук широкое распространение получали книги, содержащие более подробные метеорологические сведения – “Маланники”, “Трепетники”, Калядники”, “Метеорологика”, “Альманах”, “Луцыдариус”. В 1483 году на основании литературных источников была составлена рукописная “Книга завомая приточная Васки писаря Миколая Радивиловича в лето 6991 индикта 1”. В ней давались понятия об астрономических фазах Луны, природных и метеорологических явлениях. Климатические периоды и связанные с ними циклы сельскохозяйственных работ описывались в литвинских календарях, подобных тому, который составлял ещё Демокрит. Они имели широкое распространение на территории Великого Княжества Литовского, начиная с конца 15-го века. Один из первых известных календарей был издан в 1587 году - “Календарь римски новы” Герасима Смотрицкого из Острога.
Белорусский первопечатник Франциск Скарына также включал в свои произведения сведения о природных явлениях, пытался с точки зрения современных ему знаний объяснить взаимоотношения между природой и человеком. В его книге “Руфь” (1519) на прекрасных гравюрах отображены поры года и соответствующие им сельскохозяйственные работы. В 1522 году в “Малой подорожной книге” наряду с астрономическими христианскими и византийскими системами летоисчисления Скарына поместил “Псалтырь”, “Часослов”, “Шестидневец”, “Соборник”. Популярный в 16-м столетии сборник “Палея”, изданный в Супрасльском монастыре, содержал в себе статьи “О лунном течении...”, “О облацех”, “О маланьях и грому”. Л.Зизаний (1560-1634) в своих трудах “Лексис” и “Катехизис Большой” приводил сведения о некоторых метеорологичесих явлениях, в т.ч. о “громе, молнии, перуне”. Переводы многих известных природоведческих источников сделал на русский язык в 1584 году А.Брожевицкий, среди них труды Г.Меркатора, Арелиуса, Линца, Радивилла, П.Мела, М.Бельского, в которых также содержались некоторые сведения по метеорологии.
Хорошие знания природных особенностей и климата демонстрировали многие просвещённые жители Великого Княжества Литовского. Литвин Михалон, предпринявший в 1550 году путешествие в Крым, оставил прекрасные описания географии, климата, богатства растительного и животного мира местностей, через которые ему пришлось проезжать.
Примером подробного средневекового описания климатических и погодных условий Средиземноморья и Египта служит повествование о путешествии Великого маршалка Литовского князя Николая Радивилла в Святую Землю в 1582-1584 гг., приведенное им в дневнике «Пэрэгрынацыя, або паломніцтва Яснавельможнага князя Ягамосці Мікалая Крыштофа Радзівіла ў Святую Зямлю». Проезжая через многие страны Южной Европы и Средиземноморья он отмечал разницу в климатических особенностях разных стран и местностей. Так, на Крите возле города Картына он наблюдал окончание жатвы, а по соседству в более северной провинции Кандии климат был прохладнее и хлеба там ещё не вызрели. Также Радивил отметил разницу в микроклимате Иерусалима и Ерихона, в последнем климатические условия были более жаркие, но и более благоприятные для вызревания хлебов и фруктов. О Иерусалиме он написал, что «погода там здоровее и ночи прохладнее». Дневник содержит описания морей и рек, морских бурь и землятрясений. Подробно путешественник рассказывает в дневнике о различных ветрах, их направлении и силе. В частности, он описывает ветры: сирокко, который дует обычно «между востоком и югом»; сильный внезапный северный ветер в Далмации, отгонный ветер африк в Яффе, который дует «между югом и западом» и не даёт возможности кораблям приблизиться к берегу. Здесь же в Яффе он наблюдал ещё несколько местных ветров, названия которых он узнал от итальянских мореплавателей: маэстро трамантана – «поднялся ветер большой, средний между западом и севером, ближе, однако, к северу»; маэстро таурус – «полночный ветер». Ветер по дороге из Триполи в Египет назывался – маэстро панэнтэ, северный ветер на Ниле – маэстро кавр. Как владелец огромных сельскохозяйственных угодий Радивилл всегда обращал внимание на климатические особенности сельскохозяйственных районов. Жатва в Александрии начиналась в марте и заканчивалась в апреле. Радивил отметил, что весь май в Александрии дули горячие ветры. Дожди обычно выпадали здесь с мая по август. Об этом белорусский путешественник прочитал у местных учёных, которых он называл «космографами». На Ниле во дворце паши Радивил увидел столб, на котором регулярно отмечался уровень воды в Ниле. Его измеряли в локтях. Нормальным считался уровень в 21 локоть. Если вода в реке резко поднималась, то об этом глашатаи сообщали на городских улицах. Так что уже в средние века здесь производилось «своевременное оповещение населения о стихийных явлениях».
Почти через 200 лет в 1788-1791 годах путешествие в Египет, Палестину, Кипр и другие известные места Средиземноморья совершил реформатор князь Иосиф Драгостайский, который оставил нам познавательные описания своей «пелегримки», в том числе сведения о святынях, морях, реках, климатических особенностях. Он был свидетелем редкого оптического явления – «слупа огнистого», которым будто бы управлял ангел.
Некоторые интересные явления природы можно найти в диариуше Теодора Евлашевского, относящегося к событиям 16-го века. В канву личного участия в исторических событиях ВКЛ и Речи Посполитой он вплетает описания страшных гроз, весенних паводков, выпадения сильных дождей и снегов.
В 1570 году в Вильно был основан иезуитский коллегиум, который в 1579 году по указу Стефана Батория был превращён в Академию. В рамках академического курса “философии натуральной” давались знания о явлениях погоды, морях, реках и озёрах. Сохранились оригинальные труды того времени по метеорологии профессоров А.Милевского, Я.Почаповского, написанные на латинском языке (1643). В Виленском коллегиуме с 1677 по 1681 год работал Войтех Тылковский, философ, полиглот, одарённый писатель. Среди его произведений “Занимательная метеорологогия” (1670).
Иллюстрацией образованности белорусско-литовской знати и состояния просвещения в этот период служит перечень книг библиотеки Бурмистра Вильно Степана Лебедзича, умершего в 1649 году, среди них около сотни книг на латыни; польских книг только 5, в том числе историческая хроника Кромера; на старобелорусском языке 12 книг, в том числе книги Скарыны, книги Острожской типографии и типографии Мамоничей.
Известное произведение эпохи Возрождения – гравюрный цикл “Розариум” (1672-1677) Александра Тарасевича, который помесячно отражал смены климатических пор и видов сельскохозяйственных работ. В 18-м столетии в Супрасльской униатской типографии был издан “Польский и русский календарь”, в котором наряду с указанием праздников, знаменательных дат и сельскохозяйственных работ приводился народный опыт прогнозирования погоды.
Богатый материал для изучения климата 17-го века можно почерпнуть из сведений о “смутном времени”, диариушей-дневников участников войн с Московией, Швецией, Турцией 1609-1611, 1612-1613, 1618, 1621, 1632-1634, 1648, 1654-1667; описаний дипломатов и европейских путешественников, проезжавших в этот период через наш край в Россию, восточные и южные страны. Так участник голштынского посольства Адам Олеарий отметил сильные морозы на Руси в 1634 году.
Описания погоды в разных местах Беларуси под 1678-1679 годами оставил в своих записках секретарь виленского воеводы чех Бернгард Таннер при его посольстве в Москву. Подробные замечания о характере погоды 1698 года во время путешествия венского посла к Петру Первому через территорию Беларуси записал секретарь посольства Иоганн Георг Корб.
Храповицкий Ян Антоний (1612-1685) - известный политический деятель ВКЛ, сын Кшиштофа, внук Яна Храповицкого, горячего кальвиниста, хорунжего витебского. Оставил после себя семитомный дневник-диариуш, где впервые в истории ВКЛ ежедневно с 1656 по 1685 годы отмечал состояние погоды. В дневнике описаны участие Храповицкого в сеймах и съездах, военных походах, переговорах с Московией, путешествия короля, даты смерти выдающихся деятелей ВКЛ, визиты гостей, домашние дела и хозяйственные работы, и пр. Первым в истории ВКЛ около 1665 года стал применять термометр.
Части его дневника были обработаны и изданы в Польше в 1978, 1988 и 2009 годах. Рукописи Храповицкого находятся в Кракове. В Национальной Библиотеке РБ есть два первых тома его дневников на польском языке.
В России подобные ежедневные наблюдения за погодой были введены в 1657 году по приказу царя Алексея Михайловича в “Приказе Тайных Дел” и проводились по 1678 год. Записи состояния погоды производил сын дьяка Афанасий Матюшкин в “Дневальных записках”. Возможно проведение наблюдений было начато по примеру Храповицкого, который по роду деятельности часто встречался с рускими дипломатами, вёл с ними активную переписку. По приказу царя в Европе был закуплен барометр и астрономические приборы, но ими никто не пользовался.
17-й век сыграл важную роль в истории метеорологии. Начало века – самый холодный период климата тысячелетия. К этому же веку относятся изобретение термометра, барометра, микроскопа, подзорной трубы. Плеяда выдающихся учёных столетия, внёсших свой вклад в изобретение и совершенствование метеорологических инструментов: Галилео Галилей и его ученики – Торичелли, Сагредо; Френсис Бэкон, Отто Герике, Паскаль, Бойль, Декарт.
Середина столетия – завершение этапа визуальных наблюдений за погодой и начало эры инструментальных наблюдений. Самый старый ряд инструментальных наблюдений с помощью барометра был произведен в Париже с 1649 по 1651 год по просьбе Паскаля наблюдателем Перье (Перро). Аналогичные наблюдения в Стокгольме были проведены Шаню и Декартом.
В 1654 году была создана сеть наблюдательных пунктов флорентийской сети под руководством герцога Фердинанда Тосканского, в неё входили города: Флоренция, Валломброзо, Кутильяно, Болонья, Парма, Милан, Инсбрук, Оснабрюк, Париж, Варшава. Наблюдения должны были проводиться 5 раз в день по двум термометрам, установленным в двух направлениях – на север и юг. Сам герцог Тосканский много сделал для усовершенствования термометра. Первые обобщения многолетних термометрических наблюдений флорентийской сети за 1655-1677 годы проделал пастор Райнери из Флоренции. Сама сеть распалась в 1667 году после закрытия флорентийской Академии Опыта.
В германском Оснабрюкке наблюдения проводились иезуитами в местной академии. В Париже первым наблюдателем-метеорологом стал астроном Измаэль Буйо, который вёл свой дневник по 1660 год. После него метеонаблюдения осуществлял учёный Лагир, в том числе за температурой воздуха с 1664 года. С 1672 года метеонаблюдения стали производиться в Парижской астрономической обсерватории. После Лагира их проводили отец и сын Кассини.
В 1688 году была создана первая метеорологическая карта. Это была карта ветров Э.Галлея. На основе изучения огромного материала морского судоходства он показал наличие на карте морей и океанов господствующих ветров, пассатов и муссонов, зон океанических бурь и штилей.
В начале 18-го века во многих странах Европы начали проводиться систематические инструментальные наблюдения, благодаря деятельности Лондонского Королевского общества. В 1723 году Секретарём Д.Джюрином в журнале общества была опубликована статья, в которой он приглашал исследователей европейских стран “к производству общими силами метеорологических наблюдений”. Джюрин предложил проводить ежедневные наблюдения по единой форме за следующими параметрами - высотой барометра, направлением и силой ветра, состоянием атмосферы и выпадением осадков, а также наблюдения за влажностью и магнитные наблюдения.
В 1732-1740 годах в Париже систематическими наблюдениями над температурой воздуха занимался сам Реомюр. В чрезвычайно суровую зиму 1739-1740 года инструментальные наблюдения за минимальными температурами проводились в различных городах Европы, в том числе в Гданьске - Гановым, Виттенберге - Вендлером, Берлине – Гришовым, Упсале - Цельсием, Базеле – Бернулли, Лейпциге – Миллером, Веймаре – Либертом, а также в Гамбурге, Гааге, Гарлеме, Лондоне, Париже и других местах. Во второй половине 18-го века много точных наблюдений были сделаны в Швеции Делюком и Соссюром. Делюк стал автором первого руководства по метеорологии, который назвал “Идеи метеорологии”.
В Российской Империи на призыв Джюрина откликнулся английский пастор Т.Консетт, живший в Петербурге. Он стал проводить здесь первые регулярные инструментальные метеорологические наблюдения с 24 ноября 1724 года. Наблюдения были продолжены при открывшейся в 1725 году Российской Академии Наук. В 1726 году метеорологическими наблюдениями занимался академик Ф.Х.Майер, затем И.Г.Лейтман, а с 1729 до 1743 года – академик Г.В.Крафт, в 1743-1768 гг. – академик И.А.Браун, в 1769-1800 гг. – И.А.Эйлер. Наблюдения проводились вначале дважды, а затем - три раза в сутки; кроме метеорологических велись наблюдения за вскрытием и замерзанием вод, высотой уровня воды. После сильного наводнения 1777 года Екатерина ІІ издала специальную инструкцию о проведении в Петербурге гидрологических инструментальных наблюдений. Первые метеорологические наблюдения в Москве были сделаны врачом Лерхе в течение 1731-1732 годов и далее продолжались с перерывами. Во второй половине 18-го века за погодой в Москве наблюдали Энгель и Шритер (Стритнер), затем Страхов. Материалы наблюдений печатались в изданиях академии Г.В.Крафтом, И.А.Брауном, И.А.Эйлером, П.Иноходцевым и другими. С начала 18-го столетия и до 1746 года в “Русских Ведомостях” помещались астрологические прогнозы погоды, после накопления метеорологических знаний и понимания ненаучности таких прогнозов, печатались только обзоры погоды и статьи метеорологического содержания. В 1759 году академик А.И.Браун прочитал на заседании Академии Наук лекцию “Слово о главных переменах атмосферы и предсказания их”.
Михаил Ломоносов также придавал огромное значение предсказанию погоды, особенно для нужд земледелия и мореплавания. Он лично занимался конструированием метеорологических приборов и их усовершенствованием. Во второй половине 18-го века метеорологические наблюдения в России ограничивались Петербургом, Москвой, Финляндией и Сибирью. Инструментальные метеонаблюдения проводили во время путешествий по империи учёные Мессершмидт, И.Г.Гмелин, Л.Де ля Кройер, Г.М.Миллер, Фишер, Паллас, И.Лерхе. Важную роль для массового развития наблюдений в Сибири сыграл Эрик Лаксман (член Российской Академии наук с 1770 года), учредивший здесь в 1784 году стекляный завод, на котором производились метеорологические инструменты. Ещё ранее производство термометров и барометров было налажено в Киеве аптекарем Бунге, немцем из Пруссии.
Первые метеорологические наблюдения на Украине проводились в Харькове с 1738 по 1741; в Сновске – в 1769-1782; в Киеве – в 1770-1771 гг.
В 1780 году было организовано Палатинское метеорологическое общество, инициатором которого был мангеймский профессор Георг Штенгель. В программу наблюдений общества включилось 39 пунктов в разных странах от Кембриджа в США и до Екатеринбурга в России. Были установлены единые сроки наблюдений трижды в сутки, разосланы однотипные метеоинструменты (термометры, барометры, гигрометры) и буссоли для магнитных наблюдений. Были установлены единые принципы записи наблюдений и специальные символы. Общество просуществовало до 1799 года. Материалы наблюдений были изданы в нескольких выпусках на латинском языке под названием “Эфемериды”.
Метеорологические наблюдения проводились в это время во многих европейских странах, в том числе в финском Улеаборге (1776-1887), в Риге – Лютером (1762-1774). В Польше во второй половине 18-го века метеорологические наблюдения проводились в Варшаве и Кракове. В Краковском университете метеорологические и астрономические наблюдения проводил ректор астроном Я.Снядецкий, в последующем он продолжил свои наблюдения в Вильно. В Варшаве с 1776 по 1800 годы наблюдали за погодой ксёндз Быстрицкий, затем А.Марьер (1800-1826). С 1826 года регулярные метеорологические наблюдения проводились в Варшавской астрономической обсерватории.
На территории ВКЛ во второй половине 18-го века отмечено несколько пунктов, где проводились инструментальные наблюдения за температурой и давлением атмосферного воздуха. Так в 1760 году в Новогрудке профессор философии местного училища, в то время главного учебного заведения края, демонстрировал присутствующим гостям новые физические приборы, закупленные у лучших парижских и английских мастеров, в том числе микроскопы, сферические зеркала, прообразы фильмоскопов, электрические машинки, магдебургские полушария и барометры.
В 1775 году в Гродно была организована Медицинская Академия под руководством французского врача и ботаника Жана Эммануэля Жилибера. По свидетельству берлинского физика и астронома И.Бернулли в Гродненской Академии в 1778 году был также богатый кабинет натуральной истории, в котором находились экспонаты по физике, в том числе метеорологические инструменты. Здесь же астроном Ф.Миликонт-Нарвойша, ученик Виленских астрономов, собирался открыть астрономическую обсерваторию. Жилибер работал в Гродно и Вильно до 1783 года. В течение семи лет он сам проводил инструментальные наблюдения за температурой воздуха в Гродно и оставил нам сравнительную характеристику климата края.
Известно, что в Полоцком иезуитском коллегиуме (фактически средневековом университете), существовавшем с 1580 вплоть до 1822 года, имелись более 140 физических приборов, в том числе телескопы, секстанты, квадранты, теодолиты, термометры и барометры. Барометры были изготовлены в Кембридже во второй половине 18-го века в мастерской известного оптика и механика П.Долланда. Барометры этой системы устанавливались на треножниках, образцы инструментов Долланда имеются в музее Вильнюсского университета и в усадьбе “Архангельское” в Подмосковье. Большой стационарный ртутный барометр в Полоцком коллегиуме находился на площадке перед входом в библиотеку с левой стороны от двери, справа размещались часы. Барометр и часы были вделаны в полированные деревянные футляры, что указывает на ценность самих метеорологических приборов и важное значение, придававшееся метеорологическим наблюдениям. Профессорами иезуитского коллегиума были лучшие европейские учёные, среди них профессор физики, математики, гидравлики и архитектуры Габриэль Грубер, генерал ордена. Иезуитская система обучения продержалась в Полоцке дольше всех в Европе, даже после запрета ордена иезуитов римским папой, благодаря временному покровительству Екатерины ІІ и Павла І. Очевидно, что метеорологические наблюдения в Полоцке продолжались и в сменившей иезуитов пиарской школе. С 1835 года все метеорологические, физические и астрономические приборы были переданы организованному на месте коллегиума Полоцкому кадетскому корпусу, в котором позднее также стали проводиться метеорологические наблюдения.
Одним из первых использовал метеорологические приборы в своей практике белорусский учёный Томаш Жебровский. Получив образование в Виленской академии и Пражском университете, он по возвращении стал преподавать в Полоцке и Вильно математику и философию, издал учебники по арифметике и геометрии. В 1753 году приступил к строительству астрономической обсерватории, которая через два года была открыта. Оборудование для обсерватории учёный привёз из Англии. Систематические инструментальные наблюдения над температурой воздуха были начаты в Виленской обсерватории в мае 1770 года учеником Жебровского астрономом и философом Мартином Почобутом-Одляницким. Во время учёбы и стажировки в лучших иезуицких обсерваториях Франции, Италии, Германии, Англии и других стран Западной Европы Почобут закупал новейшее астрономическое и метеорологическое оборудование для обсерватории при Виленской академии. Сохранились записи непрерывного ряда метеорологических наблюдений в Вильно, начиная с 17 января 1777 года. Наблюдения над температурой воздуха в обсерватории производились по термометрам системы Фаренгейта, которые были укреплены в затенённом месте на северной стороне здания обсерватории на высоте 21 м от поверхности земли. Академия с 1773 года перешла под опеку Адукацыйной Комиссии и была превращена в Главную Школу Великого Княжества Литовского.
В 1783 году в соответствии со Статутом Адукацыйной комиссии орденские школы были преобразованы в школы с шестиклассным обучением. Уже в начальных классах ученикам давались знания по метеорологии, почвоведению и садоводству, в старших классах – по натуральной истории и физике.
С концом 18-го века завершился первый этап развития метеорологической науки, счастливо начавшийся в древности и получившей новое качественное развитие с появлением специальных инструментов.
Віншаванне з Новым Годам | История метеорологии Беларуси
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!