Наверх

Аэрологические наблюдения в Беларуси

Опубликовано: 1891 день назад (30 марта 2013)
Рубрика: Без рубрики
Редактировалось: 5 раз — последний 8 апреля 2013
Просмотров: 2061
+2
Голосов: 2
История аэрологических исследований в Беларуси

История исследования высоких слоёв атмосферы на территории Беларуси берёт начало с 1926 года. В июле этого года в Минске начались аэрологические запуски шаров-пилотов. К 1929 году была сформирована целая сеть таких пунктов. Кроме этого для аэрологических исследований стали применяться запуски шаров-зондов и коробчатых змеев. Наблюдения ограничивались довольно небольшими высотами около 2-3 км, отдельные запуски достигали высоты 5-6 км. Результаты наблюдений становились известными лишь через несколько дней с возвратом приборов, а некоторые попросту терялись. Это было существенным минусом данного вида исследования.
Задача была разрешена с помощью радиозонда, изобретателем которого стал выдающийся русский и советский аэролог профессор Павел Александрович Молчанов. Созданный им гребенчатый радиозонд был впервые запущен в атмосферу 30 января 1930 года в Павловской обсерватории под Ленинградом. Радиозондирование позволяло быстро и оперативно получать данные о температуре на высотах, что было очень важно для определения хода высотных процессов, закономерно определяющих приземные погодные условия.
В послереволюционные годы Павловск, в котором располагалась руководимая Молчановым обсерватория, был переименован в Слуцк, но не в честь нашего белорусского города, а в честь революционерки Веры Слуцкой. Наличие двух Слуцков в СССР вносило невообразимую путаницу. В Павловском Слуцке в 30-е годы прошли подготовку молодые кадры белорусских аэрологов. Среди них Н.И.Костюкевич, С.Я.Пахневич, Е.Н.Успенский и другие. По заданию профессора А.И.Кайгородова, организатора Белорусской геофизической обсерватории, в Павловске с помощью профессора П.А.Молчанова и С.К.Левицкого из ГГО, а также других ведущих специалистов этой отрасли изготовлялось необходимое для нашей обсерватории оборудование для запусков шаропилотов и радиозондов. В составе Белорусской обсерватории был создан отдел аэрологии, который возглавил Николай Игнатьевич Костюкевич.
Конкретику проводимой работы хорошо иллюстрирует отрывок из письма физика Е.Н.Успенского к А.И.КАйгородову, посланное ему из Павловского Слуцка 27.03.1934 года:
«Многоуважаемый Алексей Иванович!
Решил черкануть Вам ещё предварительное письмо по поводу интересующих Вас вопросов:
1) Достаточно выяснена возможность завербовки специалиста по аэрологии: и П.А.Молчанов и Степ(ан) Конст(антинович) Левицкий (аэросектор ГГО) рекомендуют пригласить некоего Бушева Ивана Макаровича, бывшего работника Слуцка (имеется в виду б/Павловской обсерватории – Р.О.). В настоящий момент он заведует отделом Аэрологии Асхабадской (Ашхабадской – Р.О.) Геофизической обсерватории … и по их словам имеет желание переселиться оттуда. Павел Александрович, рекомендуя его как вполне подготовленного для самостоятельной работы человека, все же указывает на а) необходимость предоставления ему командировки в Слуцк хотя бы на полмесяца; б) ознакомления с новой конструкцией радиозондов; в) необходимо поспешить с его приглашением поскольку его перетягивает Арктический институт для работ на полярных станциях.
Об организации в Минске станции по подъёму радиозондов (до 100 вылетов в год) одной из 4-5 в Союзе Гл.(авное) Упр.(авление) видимо знает, а также о том, что нужно командировать кого-либо на 8-ми месячные Аэрологические курсы в Слуцке. Молчанов просит прислать хотя бы и несведущего в данных отраслях человеке, но достаточно бойкого и с головой, ибо он будет после окончания возглавлять Аэрологические работы в БССР вообще (и к тому же с высшим образованием).
2) О лебёдке полностью не выяснено. Сломаная шестерня была получена, в Слуцке были изготовлены чертежи для отливки нового экземпляра на одном из Ленинградских заводов, ибо сами они это выполнить не могли. Бригадир Слуцкой мастерской Серг. Серг. Савинов (сын конструктора метеоприборов С.И.Савинова – Р.О.) обещал и мне и Молчанову довести эту историю до конца….
Скоро напишу. Желаю здоровья и успехов по работе

С почтением Е.Успенский».

Как видно из письма в Минске планировалось осуществлять запуски не менее 100 радиозондов в год. Специалисты для аэрологического отдела были подготовлены, был также приглашён из Ашхбада упомянутый опытный аэролог Иван Макарович Бушев и в декабре 1934 года в Белорусской обсерватории было произведено первое и единственное в том году высотное зондирование атмосферы с помощью радиозонда. По этому виду метеорологических наблюдений Беларусь встала в число самых передовых европейских стран, в США радиозондирование началось только с 1935 года.
В 1935 году в Минске было осуществлено 9 выпусков радиозондов. В 1936 выпущено 66 радиозондов (из них выше 20-го класса - 1, 10 класса – 10, 5 класса - 26, ниже 5 класса – 25), в 1937 проведено по отчётам 129 (по другим позним источникам 169), в 1938 до 19 ноября – 322 выпуска радиозондов. Максимальная высота зондирования составила 16120, средняя высота – 8700 метров.
Кроме радиозондирования в Минске периодически производилось зондирование с помощью шаров-зондов и самолёта ПО-2. В 1935 году было произведено 4 самолётных зондирования, в 1936 – 3 (по другим данным 7), в 1937 – 66. Шаров-зондов выпускалось в 1934 году – 8, в 1935 – 8, в 1937 – 4.
В 1936 количество выпусков шаропилотов составило 652. Было подано 3597 шифротелеграмм. Данными шаропилотных наблюдений обслуживались Москва, Ленинград, Минск-погода, авиалиния Минск-Москва, Минский аэропорт и аэроклуб, планерная и парашютные станции, военные аэродромы на территории СССР по плану и по запросам. Обеспечивалось также с 29 августа по 2 сентября 1936 года круглосуточное обслуживание данными высотных наблюдений международные соревнования аэростатов в Польше. Для определения скорости и направления ветра на высотах аэрологи Н.И.Костюкевич и Д.Д.Королёв провели обобщение аэрологических характеристик тропосферы над Минском по материалам 10-летних шаропилотных наблюдений.
В 1936 году начальник отдела аэрологии Н.И.Костюкевич из-за несогласия с руководством республиканской гидрометслужбы вынужден был уволиться. В дальнейшем он занимался вопросами лесной метеорологии, стал известным учёным в этой отрасли, профессором Белорусского Технологического института. Из-за якобы непролетарского происхождения были уволены прекрасные специалисты-аэрологи Д.Д.Королёв и И.М.Бушев. Такая была сложная обстановка тех лет, которая напрямую влияла на работу метеорологов. Заместитель директора обсерватории - некто Борисенко, малообразованный человек, навязанный руководством службы, во время болезни А.И.Кайгородова вообще пытался выселить аэрологов из здания обсерватории.

В 1938 году в аэрогруппе насчитывалось уже 11 работников, в том числе
1. Пахневич С.Я. – руководитель группы.
2. Сенкевич Г.И. - специалист.
3. Полюлин А.П. – ст. техник.
4. Корзун В.М. – техник.
5. Размыслович А.П. – техник.
6. Драгун С.Л. - техник.
7. Агроник М.Г. - техник.
8. Савинков А.С. – техник.
9. Белько В.С. – техник.
10. Стефанович З.А. – техник.
11. Урбанович Б.Н. – техник.

Как установил тогдашний проверяющий инспектор Управления ГМС из вышеперечисленных сотрудников аэрогруппы Сенкевич, Полюлин и Размыслович были знакомы с радиозондированием и шаропилотными наблюдениями; Корзун и Урбанович – знакомы с радиозондированием и ш/п наблюдениями из одного пункта; Агроник, Савинков и Белько знакомы лишь с шаропилотными наблюдениями. Стефанович с аэроработами не был знаком, Драгун – подготавливался к работе по радиозондированию. Оборудованием и специальным инвентарём Группа была обеспечена хорошо.
По программе шаропилотные наблюдения производились в 7 и 13 часов, базисные в 19 часов из одного пункта. В 1938 году было запущено по ноябрь 575 шаропилотов, из них базисных 254.
Ежедневные выпуски радиозондов производились в 7 часов. Возвращённых радиозондов в 1938 году было 224 штуки, что составило 70% от выпущенных. Большой процент возвращения приборов был обеспечен благодаря прикреплённой на зондах открытки с адресом обсерватории с просьбой о возвращении приборов.
К трудностям этого периода следует отнести кустарное изготовление радиозондов и облочек в технической мастерской обсерватории, что значительно тормозило развитие этих видов наблюдений.
Следует упомянуть трагическую судьбу самого выдающегося аэролога СССР, профессора П.А.Молчанова. Его по доносу в 1941 году арестовали и расстреляли в лагере под Ленинградом. Дочь профессора дожила до наших дней.
После освобождения территории Беларуси от немецких войск в сентябре 1944 года шаропилотные наблюдения были восстановлены в Мозыре, а с февраля 1945 и в Минске, затем в Бресте. К концу года на территории Беларуси действовали 8 таких пунктов.
С августа 1948 года в Минске были начаты радиопилотные наблюдения атмосферы с помощью локатора «СОН-2». Применение радиолокатора позволило вести аэрологические наблюдения за ветром на больших высотах до 40-50 км. Позднее была выработана методика слежения за радиозондами с помощью метеолокатора. В конце 1949 года были открыты пункты температурно-ветрового зондирования в Бресте, а в 1957 – в Мозыре. В начале 50-х годов отделом аэрологии и радиолокационной станцией Минск проводились постоянные работы по температурному зондированию атмосферы, регулярные базисные шаропилотные наблюдения. Радиозондирование проводилось в дни нелётной погоды, основным считалось самолётное зондирование. Полёты производились на самолётах ПО-2 зимой, в остальные месяцы – на ЛИ-2. В УГМС насчитывалось 15 шаропилотных станций – Минск (2), Барановичи (2), Гродно (2), Витебск, Пинск, Могилёв (2), Мозырь, Брест (2), Гомель, Калинковичи. На протяжении 1951 года было проведено 677 базисных наблюдений, средняя высота составила 4416 м. Максимальная высота подъёма составила 33580 м, средняя годовая высота в светлое время суток - 14794 м. Средняя высота радиозондирования в 1950 году составила – 17300 м, в 1951 – 15035 м.
В 1957 году в Мозыре, в 1958 году в Минске и в 1960 в Бресте начаты исследования температурно-ветрового режима с помощью радиотеодолитов “Малахит”. В 1960 году на аэрологической станции Минск введена в строй первая р/л станция “Метеор” для проведения радиозондирования. Применение р/л станций резко увеличило высоту исследований в свободной атмосфере. Если в 1958 году в Минске она составляла 17000 м, то в 1960 году достигала 26000 м.
В этот же период опытные специалисты-аэрологи Беларуси активно привлекались к работам по исследованию Арктики и Антарктики. Среди них начальник аэрологической станции Минск В.К.Шиманович, техник-аэролог этой же станции Г.Е.Маевский, начальник Аэрологической станции Брест Ф.Ф.Кабот, старший инженер АС Брест И.С.Пилипович, инженер-аэролог В.И.Микулич, инженер по радиолокации Р.Ф.Фёдоров и другие.

К 1967 году в БССР действовало 3 станции температурно-ветрового зондирования. Один пункт самолётного зондирования, 10 пунктов шаропилотного зандирования, на 37 станциях производились инструментальные наблюдения за высотой нижней границы облачности. Аэрологическая станция Минск была включена в состав опорной сети станций СССР, на неё была возложена функция осуществления сбора, проверки и подготовки аэрологических материалов по сети БССР и прикреплённых соседних управлений ГМС с целью их дальнейшего направления в Мировой Центр Данных. Специалистами УГМС С.Л.Драгуном, Л.А.Бовс, Р.М.Меджитовым, И.А.Савиковским был подготовлен ряд работ по вопросам аэрологии.
С внедрением новых приборов в конце 60-х - начале 70-х годов на сети метеостанций были прекращены шаропилотные наблюдения за нижней границей облачности.
В это же время были предприняты первые работы по автоматизации аэрологических наблюдений. В эксплуатацию были внедрены новые радиолокационные станции МРЛ-2. В 1973 году на станции Метеор был установлен опытный образец приставки преобразователя ПР-58 для обеспечения автоматизированной обработки аэрологической информации. Первичная аэрологическая информация перфорировалась на узкой ленте и с помощью телетайпа передавалась на ЭВМ Минск-32, откуда возвращалась к аэрологам для контроля и исправления, после чего аэрологическая телеграмма была готова к отправке потребителям.
С 1977 года в Бресте вступила в эксплуатацию новая станция «Метеорит-2» с радиозондами РКЗ-5. Она позволяла сопровождать радиозонды на расстоянии до 300 км и высоте подъема до 45 км. В 1983-1984 годах были внедрены новые малогабаритные радиозонды МАРЗ-2-2 весом 350 грамм. С 1987 года там же была внедрена в эксплуатацию новая система аэрологического комплекса АВК-1. Такие же комплексы были установлены в Минске и Гомеле.
До распада Советского Союза зондирование в Беларуси производилось на трёх станциях (Минск, Брест и Гомель) два раза в сутки, по запросу и в случае необходимости – 4 раза в сутки. С середины 1990 года из-за дороговизны составляющих наблюдения были сокращены до одного-двух раз в сутки, и проводились в основном в одном пункте (Гомель). В 2005 году на аэрологических станциях в Бресте и Гомеле выпущено 252 радиозонда (в Минске зондирование не производилось из-за отсутствия аппаратуры), средняя высота подъема радиозондов составила 23 км, достижение изобарической поверхности 30 мб составило 56%.
В Бресте с 2000 года был введён в эксплуатацию опытный и не очень надёжный образец малогабаритной российской станции АРС “Бриз”. Передача аэрологических телеграмм с неё производилась по электронной почте напосредственно в Республиканский гидрометцентр. Станция действовала до 2007 года. С 2008 года по Республиканской программе развития были закуплены и с 2010 года введены в практическую эксплуатацию финские числовые аэрологические станции Vaisala DigiCORA. Для зондирования используются многофункциональные радиозонды RS-92, которые имеют датчики температуры, относительной влажности и давления. Эта система является одной из лучших в мировой практике.



Начальник аэрологического отдела БНИИГО Н.И.Костюкевич
(личность установлена Р.О.), середина 30-х гг., фотография из
архива А.И.Кайгородова, переданная в Минск в 1955 году.




Запуск шара-зонда на метеостанции Минск в 80-е гг.
Метеонаблюдения в Вильно | Географ о вальсе
Комментарии (1)
0 # 2 апреля 2013 в 21:24 +1
Первое, с чего начинается освоение земель - это изучение местного климата и погоды. Метеорологические наблюдения лежат в плоскости (длинна, ширина) и обычно называются приземные метеорологические наблюдения. Для сотавления более точных прогнозов погоды используются данные высотного зондирования атмосферы (высота). Данне о температуре, влажности, скорости ветра и др.по высотам, позволят образно говоря использовать трехмерное измерение пространства.
Программой всех Антарктических станций, наравне с метеорологическими наблюдениями, были и аэрологические.Трудности, с которыми столкивались наши полярники, описаны в книге "Полярники Беларуси"
Статья очень полезна для студентов гидрометеорологов и специалистов.