Наверх
Сейчас ситуация поменялась – охранник погранперехода разрешил сделать несколько кадров плотины и водохранилища. Но как только Дэн направил объектив в сторону блокпоста, как товарищ с автоматом сразу пресек попытки сделать «незаконные» фотографии. С Дэном и Славой была проведена воспитательная беседа о правилах поведения на запретных объектах, бывалые Рома и Саня в это время курили в сторонке.
Границу прошли быстро –все вопросы по документам быстро решил таксист. Так же быстро он доставил путников в село Бутучаны (по-молдавски - Бутучень).
Стоит заметить, что таксисты в Молдавии отличаются от своих украинских и белорусских коллег своей порядочностью. Дорога на Бутучаны не самая хорошая – последние 4 километра пути проходят по грунтовке. Есть дорога в объезд, но она километров на тридцать длиннее. Типичный бомбило-белорус наотрез бы отказался ехать по грунтовке. А за объезд накрутил бы еще раза в два-три по счетчику. Молдавские же таксисты честно выполняют свою работу – по крайней мере, все три раза, когда приходилось воспользоваться услугами молдавского такси у меня оставались лишь позитивные впечатления.Чего стоит хотя бы бесплатная экскурсия по Бендерам, которую устроил нам таксист в 2008 году всего лишь за то, что мы из Белоруссии.
И вот, сумрачное туманное утро и четверо путников стоят на остановке села Бутучены. Где-то здесь находится комплекс Старый Орхей – пещерный город, монастыри, каменоломни. Все кругом говорят на румынском – это молдавская глубинка, здесь мало кто знает русский язык.
Наконец туман растягивается и открывается потрясающая картина каньона реки Реут.
Вот и виден монастырь – он появляется из тумана на вершине высокого скалистого гребня. На гребень идет битая тропа – видно по ней монахи спускаются в село. По этой тропе ребята и отправились вверх – изучать памятники Старого Орхея.
Музейный комплекс Старый Орхей представляет собой систему исторических памятников и природных ландшафтов. Он состоит из нескольких крутых скал. Центральная скала называется Пештере. Название происходит от многочисленных пещер, высеченных в ней («Пештере» переводится с румынского языка как «пещеры»). Скала «Бутучень» очень удачно дополняет Старый Орхей. Вместе со скалой Пештере они образуют комплекс, гармоничный со всех точек зрения. Скала Бутучень интересна и с геологической точки зрения, и с точки зрения уникальности пейзажа. Великолепный вид и следы исчезнувших городов потрясают каждого посетителя.
Поднявшись к монастырю на вершине скалы Бутучень, ребята оценили всю красоту окрестного пейзажа.
Затянувший окрестности туман никаким образом не портил картину, скорее наоборот, создавал ощущение некого заоблачного монастыря.
Гребень скалы покато спускался вниз к невысокой колокольне.
Колокольня ютилась на краю сельского кладбища, возле нее было людно. Рядом . на скале, стоял каменный крест.
Эх, жаль тогда, в Молдавии у ребят не было интернета. Никто из них не знал, что это не просто колокольня, а вход в самый известный из молдавских пещерных монастырей на скале Пештере. Ребята постояли на краю обрыва, не подозревая, что по узким тоннелям подземелий можно попасть на скалистый балкончик, маячивший в тумане несколькими десятками метров ниже.
Прогулявшись по гребню, решили зайти в монастырь, чтобы спросить дорогу на Старый Орхей.
Монастырь встретил пустотой. То ли монахи ушли в село, то ли спали по кельям после утренней службы – но из живых людей на монастырском подворье нас встретил только одинокий кот. Так и не узнав дороги отправились в путь по гребню горы. По пути нами было посещено гето-дакское крепостное городище – самое старое поселение людей в данном регионе. От мемориального знака на его месте мало что осталось – видимо цыгане утащили памятные таблички и сдали на металл. Крепость имеет овальную форму, которая ориентирована с востока на запад. Крепость сообщается с окружающим миром узкой тропой, которую легко заблокировать в случае необходимости, поэтому местность была идеальной для сооружения твердыни. В конце III века до нашей эры жители покинули крепость из-за нашествий германских племен и бастарнов.
Далее тропа превратилась в дорогу, которая шла по гребню вверх. Навстречу проехал молдаванин на телеге. На вопрос, как пройти в пещерный город он сказал, что где-то рядом есть тропинка. То ли понятие рядом для местных жителей сильно растяжимое, то ли он смерти он путникам пожелал – в указанном месте на краю обрыва было совсем нереально найти что то похожее на тропу. Зато улететь вниз с пятидесятиметровой высоты – очень даже реально.
Решили пойти дальше по гребню и если что, по дороге спустится в Требушены, сделав трехкилометровый крюк. Внизу виднелся пещерный город. Ребята уже почти смирились с тем, что им предстоит длинная пешая прогулка в тумане, но тут вдруг прямо на обрыве Слава заметил две или три маленькие фигурки. Фигурки упрямо карабкались вверх. При ближайшем рассмотрении фигурки (а их было не три, а четыре) оказались молдавской семьей. Папа, мама и двое маленьких детей привычно карабкались по почти отвесной стенке. Когда путники подошли к тому месту, где поднимались фигурки, оказалось что стена тут хоть и отвесная, но имеет в себе весьма неплохие ступеньки и зацепы, заботливо вырубленные кем-то в мягком известняке. Именно по ним поднялись молдаване, именно по ним ребятам предстояло спустится на сотню метров вниз к пещерному городу.
Первым на тропу привычно ступил Рома, и тут же ощутил все прелести гладкой подошвы своих городских туфлей (в первоначальном плане поездки ни Орхея, ни лазанья по скалам не было). Чуть не соскользнув вниз, дальше он двинулся крайне аккуратно. Последним ступил на тропу Соколов. Ребята начали спуск. Тропа то плавно спускалась вниз по мягким известковым скалам, то шла почти горизонтально по узким полочкам, а местами вдруг пропадала и появлялась где-то на несколько метров ниже. В таких местах приходилось спускаться лазаньем, что очень не нравилось Соколову.
Но, как ни странно, даже на таких отвесных участках нога почти всегда находила невидимые сверху зацепы, заботливо вырубленные в скальной стене. Самый неприятный участок был в самом низу. В результате обвала, вызванного то ли подмывом воды, то ли чьими-то раскопами (а копать здесь есть что – вся скала состоит из известняка, сложенного крупными красивыми раковинами). В общем, тропа пропадала на мягком известковом карнизе высотой около двух метров, с которого нужно было прыгать. Первым на обрыв полез Рома – предварительно сняв рюкзак. Цепляясь за сыпучий известняк, он стал соскальзывать с карниза вниз, пытаясь нащупать ногами зацепы на стене. Но зацепов под ногами не оказалось, стены тоже, а известняк крошился в пальцах и не позволял ни за что ухватиться. Рома повис над пустотой (эх, знал бы он что этой пустоты под его ногами максимум полметра, может быть он так и не запаривался бы). Да и прыгнул бы, наверное, если бы не следующее происшествие. Кто-то зацепил лежащий на скале Ромин рюкзак, и рюкзак покатился вниз прямо на висящего Рому. Он попытался закрытья от рюкзака рукой, выпустил из нее надежную твердь скалы и поскользил вниз, на самый край карниза. Слава успел подхватить рюкзак, но Рома, висящий на краю карниза уже определенно опасался улететь вниз и что-нибудь себе сломать. В итоге наиболее решительным оказался Дэн – он прыгнул с карниза, и уже снизу подстраховал Романа. Спустить Славу было делом техники. А вот Саня долго не мог решиться на спуск. Аккуратно подобравшись к раю обрыва он сидел на уступе известняка напоминая отца Федора из «Двенадцати стульев». В итоге взвесив все возможные варианты (а их было два – либо прынуть два метра вниз, либо карабкаться сто метров вверх) Сокол все таки совершил прыжок, тем самым успешно завершив спуск.
Далее был пещерный город Старый Орхей. Огромные пещеры, выдолбленные в известняке и закрепленные каменными плитами. Многие пещеры сообщались между собой переходами.
Вдоль всего города (а после того как он стал безлюдным он еще долго использовался в качестве каменоломен) идет тропа. С нее можно зайти в любую из пещер.
Судя по пазам в известняке, только часть города была под землей – к пещерным комнатам вероятнее всего были пристроены и деревянные элементы, фасадами выходящие на каньон реки Реут. На противоположном берегу реки, за мостом у вьезда в Требушены (по молдавски – Требужень) виднелись какие-то постройки. То что ребята приняли за фундамент чьего-то будущего коттеджа, на самом деле оказалось остатками турецких бань, построенных здесь во времена Османской империи.
Не заходя в бани, ребята отправились гулять по молдавскому селу. Нужно было найти чего-нибудь из еды –утром никто не успел позавтракать, а время шло к обеду. Можно отметить, что в Требушенах много сельских усадеб, где можно остановиться на ночь в аутентичном молдавском доме. Возможно, при следующем визите в эти края, так и стоит поступить. Кафе в селе не оказалось, попытки напроситься на обед к местным жителям тоже оказались не результативными. Зато одна из хозяек предложила нам купить вина за символические 20 лей за литр.Ну раз пошла такая пьянка решили взять три литра. В центре села нашли магазин. Купили брынзы, колбаски и сели перекусить. Перекусить толком не удалось – как только сели за стол подъехал автобус на Кишинев. В Кишинёв нам не было нужно, но все таки мы решили подъехать на нем до Орхейской трассы. В салоне автобуса играла музыка. Поразительнее всего, что одна из местных радиостанций как раз в этот момент транслировала песню на белорусском языке. Такой вот сюрприз – в молдавском селе, где и по-русски мало кто понимает, играет песня на белорусском. И именно в тот момент когда три гражданина РБ приехали в это село. Мистика.
До Орхея доехали быстро, почти сразу словив попутную маршрутку.
На вокзале Орхея стали ждать маршрутку на Сороки – они ходят здесь достаточно часто. Пока ждали, решили перекусить – рядом с автостанцией был приличный ресторан. Наконец то отведали молдавской кухни – заказали заму, мамалыгу, брынзу и конечно же, кишиневское пиво.
Поели плотно – молдавская кухня очень сытная. Пока кушали, Дэн сгонял на вокзал, и нашел нужную маршрутку на Сороки. Попутно запечатлил на матрицу фотоаппарата городские пейзажи Орхея и памятник молдавскому господарю Василю Лупу. Начинался дождь. Не смотря на то, что водитель ехал по разбитой дороге как истинный молдаван, в маршрутке удалось поспать. Через два часа вся компания прибыла в Сороки – приграничный город на севере страны.
Первым делом отправились в Сорокскую крепость. Крепость находится на набережной.
Возле Днестра, до нее можно дойти пешком или доехать на маршруте №1. Крепость оказалось небольшой – на картинках она выглядит внушительнее. На воротах висел замок - прохожие, увидев туристов, подсказали, что смотритель живет в соседней пятиэтажке на верхнем этаже. Дождь усиливался, и ребята, укрывшись в крепостном портале решили перекусить вином и брынзой. Недолго поразмышляв, решили смотрителя не беспокоить – ну чего там внутри увидишь, крепость она и есть крепость.
От крепости по набережной отправились в центр. По дороге обратили внимание на шикарные особняки на горе. Ба, да это же тот самый знаменитый цыганский город. Особое внимание привлек храм – построенный по всем классическим канонам, с позолоченным куполом и огромной белоснежной колоннадой. Решили подняться на гору чтобы осмотреть это чудо архитектуры. Подъем на гору захватывал дух. С каждым шагом вверх открывался все более захватывающий пейзаж на Днестр и села на украинской стороне. Но еще более сюрреалистичный пейзаж возникал прямо перед глазами путников. На горе, то тут, то там возвышались гигантские особняки в четыре-пять этажей. С колоннами, арками и статуями неведомых животных, кованными воротами, нередко позолоченными. С точки зрения архитектуры многие здания представляли собой шлак, или как говорит один из белорусских архитекторов «архифекалии». Но в плане роскоши – ничего подобного в Белоруссии точно нет, и вряд ли когда-нибудь будет. Роскошь п нищета здесь соседствуют совсем рядом – нередко между двумя дворцами можно было заметить лачугу бедной цыганской семьи. Большинство цыганских бедняков здесь работает на своих баронов – сторожит их дворцы, убирает территорию. Роскошь заканчивается за порогом дворца баронов – ни один из цыганских богатеев не удосужился заасфальтировать улицу, ведущую к его дому. И это не смотря на то, что через забор можно увидеть стоящие во дворе лимузины, «Хаммеры», антикварные ЗИСы и «Чайки» и совсем уже скромные «Феррари». Экономят бароны и на канализации – нередко канализационные трубы дворцов выходят в городскую ливневую канализацию, или, чего хуже, на огород своего менее успешного соплеменника. Запах при этом стоит соответствующий.
К счастью, бароны в большинстве случаев не живут в своих дворцах, а кочуют по городам Европы и Азии «зарабатывая» на новую позолоченную скульптуру или очередной лимузин. А какой род их заработка догадаться не сложно – наверное, каждый из вас знает, чем промышляют цыгане у нас в городах. Золото, кражи, гадания…хотя ни для кого в Сороках не секрет что большинство дворцов на Цыганской горе построено на героине. Домой бароны приезжают всего лишь пару раз в год по большим поводам – свадьбы, похороны, годовщины…
В конце концов, когда ребята все же очутились на горе и приблизились к привлекшему их внимание храму, с ними произошел культурный шок – огромное четырехэтажное здание с золотым куполом и мраморной колоннадой оказалось…очередным цыганским домом. Купол «храма» венчал не крест а полуобнаженная статуя какой-то греческой богини…
Дождь все усилился, и все промокли до нитки. С цыганской горы решили спуститься вниз, в небольшое кафе, чтобы посушится и немного согреться. Решили было уже к Свече Благодарения не идти…ну что там делать по темноте. Но оказалось что не смотря на тьму, дождь и холод свеча ночью подсвечивается и выглядит очень красиво. Маршруткой доехали до автовокзала, где нашли таксиста, согласного завезти нас в Дрокию за 250 лей. В качестве бонуса таксист предложил нас подбросить к Свече, и забрать оттуда через полтора часа. На эти условия трудно было не согласиться.
Уже через несколько минут путники были у подножья горы, возвышающейся над Сороками. Свеча Благодарения – обелиск из известняка, посвященный памяти всех молдаван, сберегших национальную культуру не смотря на годы под властью других империй. Он имеет интересную форму и в самом деле напоминает свечу, со стекающим оплавившимся воском. Ночью на Свече загорается огонь – мощные прожектора подсветки выхватывают из тьмы пламя, венчающее обелиск. К обелиску ведет достаточно крутая лестница из нескольких сотен ступенек. Для тех, кому трудно подыматься, на лестнице оборудованы скамейки и беседки. Наверху, у подножия Свечи – смотровая площадка.
Внутри Свечи, в ее основании, устроена часовня. Ночью в ней находится полицейский, который следит за порядком на мемориале. Полицейский сразу встретил не очень приветливо, но узнав что туристы из Белоруссии сменил гнев на милость и пустил внутрь Свечи погреться. Почти сорок минут шли беседы о зарплатах, политике, молдавских националистах и о мудром батьке Лукашенко. Дождь не прекращался, именно он испортил шикарные кадры ночных Сорок, которые можно сделать со смотровой площадки в основании Свечи.
Через полтора часа ребята попрощались с добрым полицейским, спустились с площадки вниз, где их уже ожидало заказанное такси.
Городок Дрокия по-молдавски читается как Дрочя (Дрочия – так же как и Дачия). Но даже местные молдаване упорно не хотят признавать что живут в Дроче, и называют город на русский манер – Дрокия. Интересно, как правильно называть местных жителей – дрокияне, дрочане или дрочуйцы?
Город сам по себе оказался очень чистым. Сложно понять от чего это зависит, но в Молдавии города бывают либо чистыми, либо грязными. Среднего не дано. От чего это зависит – от культуры людей или от благосостояния городской казны – выяснить так и не удалось.
До поезда оставалось около трех часов. Ребята доели свои припасы (ту бесконечную бутылку требушеньского вина с вкусной брынзой), потратили последние леи на чай в кафешке, пообщались с теткой, которая ехала в Липецк сагитировав ее отдыхать в белорусских санаториях. Потом, чуть за полночь, погрузились в белорусский вагон поезда Кишинев-Санкт Петербург. Молдавско-украинскую границу прошли в полудреме. Проснулись где-то под Казатином, и были сильно удивлены тому, что за эти два дня всю Украину засыпало снегом. Затем были белорусское пиво и чипсы, кофе с белорусскими вафлями и печениями. В общем, белорусский вагон приближал Родину даже быстрее чем хотелось бы. Вечером путники были в Калинковичах, где за 15 минут до отправления все же успели пересесть на дизель до Гомеля. Дизель шел долго и нудно, путники пытались отоспаться, если это только возможно на жестких лавках дизельного состава. Чуть позже девяти вечера вся четверка была уже в Гомеле.
Напоследок хотелось бы дать несколько советов путникам, отправляющимся в Молдавию. Первым делом нужно обратить внимание на пограничный режим – в Молдавию нужно въезжать через молдавско-украинскую границу. Если вы въезжаете через Приднестровье, для молдавских властей вы - нелегал со всеми последствиями. Если вы все же ехали через Приднестровье, постарайтесь покинуть Молдавию таким же образом (при этом не попадаясь на гласа полиции). Смертельный вариант – въезжать через Приднестровье и выезжать в Украину или Румынию. В этом случае вас на 100% оштрафуют на границе. Не самый приятный вариант въехать через молдавско-украинскую границу, а покинуть страну через Приднестровье. В этом случае с выездом проблем не будет, но они могут возникнуть при следующей попытке посетить Молдавию.
Второй момент – это поиск инфы по достопримечательностям. В Молдавии есть несколько туристских сайтов, но лучше всего про молдавские достопримечательности пишет в своем ЖЖ блоггерVarandey. Пользуясь его заметками вы сможете не потеряться среди немногочисленных памятников старины этой маленькой страны.
Ну и третий момент касается гостиниц. Цены на отели в Кишиневе сильно завышены, поэтому проще остановится в хостеле или снять квартиру на сутки. В Бендерах гостиница дорогая, а вот в Тирасполе есть вполне дешевая гостиница «Аист» (находится на набережной в районе площади Суворова). В среднем цены на жилье в провинции в три-четыре раза ниже кишиневских. В ПМР объявления о сдачи жилья на сутки модно найти в газете Маклер. Там же есть рубрики «Паспорта, дипломы, свидетельства» и «Экспресс-знакомства», что для жителя синеокой на первый взгляд выглядит диковато. В небольших селах вблизи достопримечательностей (в основном это монастыри) можно остановиться в гостевых домах и виллах местных жителей (недорого, по цене хостелов). Наиболее интересные монастыри расположены вдоль правого берега Днестра, у населенных пунктов Кицканы, Резина, Сахарна, Сороки. Также можно отправиться на юг страны в автономию Гагауз-Ери и познакомится с бытом гагаузского народа – потомков турок, принявших христианство. Спиртные напитки лучше покупать в официальных магазинах – там они тоже не дорогие (по белорусским меркам очень дешевые). Самая распространенная сеть – супермаркеты «Квинт» продающие вино и коньяк одноименного завода.
Приятных вам путешествий по Молдавии и не только!
Молдавия - 2013 часть 3
Автор: Хлебин Роман
Опубликовано: 2164 дня назад (16 марта 2013)
Рубрика: Без рубрики
Редактировалось: 2 раза — последний 16 марта 2013
Просмотров: 1840
|
+3↑ Голосов: 3 |
Молдавия - 2013 Часть 3. В глубинке
(текст - Роман Хлебин, фото - Дэн Сераков, Слава Бибяев, карта - Александр Соколов)Каменное сердце Молдовы
Такси к гостинице приехало вовремя. Ребята погрузились в просторный Пассат чтобы покинуть гостеприимную территорию Приднестровья. На прощанье решили посетить Дубосарскую ГЭС. Во время прошлой поездки нам даже не удалось ее сфотографировать – наш таксист предупредил, что охрана ГЭС сразу стреляет на поражение, а уж потом разбирается, с чего это тебе вдруг понадобились фоты секретного объекта.Сейчас ситуация поменялась – охранник погранперехода разрешил сделать несколько кадров плотины и водохранилища. Но как только Дэн направил объектив в сторону блокпоста, как товарищ с автоматом сразу пресек попытки сделать «незаконные» фотографии. С Дэном и Славой была проведена воспитательная беседа о правилах поведения на запретных объектах, бывалые Рома и Саня в это время курили в сторонке.
Границу прошли быстро –все вопросы по документам быстро решил таксист. Так же быстро он доставил путников в село Бутучаны (по-молдавски - Бутучень).
Стоит заметить, что таксисты в Молдавии отличаются от своих украинских и белорусских коллег своей порядочностью. Дорога на Бутучаны не самая хорошая – последние 4 километра пути проходят по грунтовке. Есть дорога в объезд, но она километров на тридцать длиннее. Типичный бомбило-белорус наотрез бы отказался ехать по грунтовке. А за объезд накрутил бы еще раза в два-три по счетчику. Молдавские же таксисты честно выполняют свою работу – по крайней мере, все три раза, когда приходилось воспользоваться услугами молдавского такси у меня оставались лишь позитивные впечатления.Чего стоит хотя бы бесплатная экскурсия по Бендерам, которую устроил нам таксист в 2008 году всего лишь за то, что мы из Белоруссии.
И вот, сумрачное туманное утро и четверо путников стоят на остановке села Бутучены. Где-то здесь находится комплекс Старый Орхей – пещерный город, монастыри, каменоломни. Все кругом говорят на румынском – это молдавская глубинка, здесь мало кто знает русский язык.
Наконец туман растягивается и открывается потрясающая картина каньона реки Реут.
Вот и виден монастырь – он появляется из тумана на вершине высокого скалистого гребня. На гребень идет битая тропа – видно по ней монахи спускаются в село. По этой тропе ребята и отправились вверх – изучать памятники Старого Орхея.
Музейный комплекс Старый Орхей представляет собой систему исторических памятников и природных ландшафтов. Он состоит из нескольких крутых скал. Центральная скала называется Пештере. Название происходит от многочисленных пещер, высеченных в ней («Пештере» переводится с румынского языка как «пещеры»). Скала «Бутучень» очень удачно дополняет Старый Орхей. Вместе со скалой Пештере они образуют комплекс, гармоничный со всех точек зрения. Скала Бутучень интересна и с геологической точки зрения, и с точки зрения уникальности пейзажа. Великолепный вид и следы исчезнувших городов потрясают каждого посетителя.
Поднявшись к монастырю на вершине скалы Бутучень, ребята оценили всю красоту окрестного пейзажа.
Затянувший окрестности туман никаким образом не портил картину, скорее наоборот, создавал ощущение некого заоблачного монастыря.
Гребень скалы покато спускался вниз к невысокой колокольне.
Колокольня ютилась на краю сельского кладбища, возле нее было людно. Рядом . на скале, стоял каменный крест.
Эх, жаль тогда, в Молдавии у ребят не было интернета. Никто из них не знал, что это не просто колокольня, а вход в самый известный из молдавских пещерных монастырей на скале Пештере. Ребята постояли на краю обрыва, не подозревая, что по узким тоннелям подземелий можно попасть на скалистый балкончик, маячивший в тумане несколькими десятками метров ниже.
Прогулявшись по гребню, решили зайти в монастырь, чтобы спросить дорогу на Старый Орхей.
Монастырь встретил пустотой. То ли монахи ушли в село, то ли спали по кельям после утренней службы – но из живых людей на монастырском подворье нас встретил только одинокий кот. Так и не узнав дороги отправились в путь по гребню горы. По пути нами было посещено гето-дакское крепостное городище – самое старое поселение людей в данном регионе. От мемориального знака на его месте мало что осталось – видимо цыгане утащили памятные таблички и сдали на металл. Крепость имеет овальную форму, которая ориентирована с востока на запад. Крепость сообщается с окружающим миром узкой тропой, которую легко заблокировать в случае необходимости, поэтому местность была идеальной для сооружения твердыни. В конце III века до нашей эры жители покинули крепость из-за нашествий германских племен и бастарнов.
Далее тропа превратилась в дорогу, которая шла по гребню вверх. Навстречу проехал молдаванин на телеге. На вопрос, как пройти в пещерный город он сказал, что где-то рядом есть тропинка. То ли понятие рядом для местных жителей сильно растяжимое, то ли он смерти он путникам пожелал – в указанном месте на краю обрыва было совсем нереально найти что то похожее на тропу. Зато улететь вниз с пятидесятиметровой высоты – очень даже реально.
Решили пойти дальше по гребню и если что, по дороге спустится в Требушены, сделав трехкилометровый крюк. Внизу виднелся пещерный город. Ребята уже почти смирились с тем, что им предстоит длинная пешая прогулка в тумане, но тут вдруг прямо на обрыве Слава заметил две или три маленькие фигурки. Фигурки упрямо карабкались вверх. При ближайшем рассмотрении фигурки (а их было не три, а четыре) оказались молдавской семьей. Папа, мама и двое маленьких детей привычно карабкались по почти отвесной стенке. Когда путники подошли к тому месту, где поднимались фигурки, оказалось что стена тут хоть и отвесная, но имеет в себе весьма неплохие ступеньки и зацепы, заботливо вырубленные кем-то в мягком известняке. Именно по ним поднялись молдаване, именно по ним ребятам предстояло спустится на сотню метров вниз к пещерному городу.
Первым на тропу привычно ступил Рома, и тут же ощутил все прелести гладкой подошвы своих городских туфлей (в первоначальном плане поездки ни Орхея, ни лазанья по скалам не было). Чуть не соскользнув вниз, дальше он двинулся крайне аккуратно. Последним ступил на тропу Соколов. Ребята начали спуск. Тропа то плавно спускалась вниз по мягким известковым скалам, то шла почти горизонтально по узким полочкам, а местами вдруг пропадала и появлялась где-то на несколько метров ниже. В таких местах приходилось спускаться лазаньем, что очень не нравилось Соколову.
Но, как ни странно, даже на таких отвесных участках нога почти всегда находила невидимые сверху зацепы, заботливо вырубленные в скальной стене. Самый неприятный участок был в самом низу. В результате обвала, вызванного то ли подмывом воды, то ли чьими-то раскопами (а копать здесь есть что – вся скала состоит из известняка, сложенного крупными красивыми раковинами). В общем, тропа пропадала на мягком известковом карнизе высотой около двух метров, с которого нужно было прыгать. Первым на обрыв полез Рома – предварительно сняв рюкзак. Цепляясь за сыпучий известняк, он стал соскальзывать с карниза вниз, пытаясь нащупать ногами зацепы на стене. Но зацепов под ногами не оказалось, стены тоже, а известняк крошился в пальцах и не позволял ни за что ухватиться. Рома повис над пустотой (эх, знал бы он что этой пустоты под его ногами максимум полметра, может быть он так и не запаривался бы). Да и прыгнул бы, наверное, если бы не следующее происшествие. Кто-то зацепил лежащий на скале Ромин рюкзак, и рюкзак покатился вниз прямо на висящего Рому. Он попытался закрытья от рюкзака рукой, выпустил из нее надежную твердь скалы и поскользил вниз, на самый край карниза. Слава успел подхватить рюкзак, но Рома, висящий на краю карниза уже определенно опасался улететь вниз и что-нибудь себе сломать. В итоге наиболее решительным оказался Дэн – он прыгнул с карниза, и уже снизу подстраховал Романа. Спустить Славу было делом техники. А вот Саня долго не мог решиться на спуск. Аккуратно подобравшись к раю обрыва он сидел на уступе известняка напоминая отца Федора из «Двенадцати стульев». В итоге взвесив все возможные варианты (а их было два – либо прынуть два метра вниз, либо карабкаться сто метров вверх) Сокол все таки совершил прыжок, тем самым успешно завершив спуск.
Далее был пещерный город Старый Орхей. Огромные пещеры, выдолбленные в известняке и закрепленные каменными плитами. Многие пещеры сообщались между собой переходами.
Вдоль всего города (а после того как он стал безлюдным он еще долго использовался в качестве каменоломен) идет тропа. С нее можно зайти в любую из пещер.
Судя по пазам в известняке, только часть города была под землей – к пещерным комнатам вероятнее всего были пристроены и деревянные элементы, фасадами выходящие на каньон реки Реут. На противоположном берегу реки, за мостом у вьезда в Требушены (по молдавски – Требужень) виднелись какие-то постройки. То что ребята приняли за фундамент чьего-то будущего коттеджа, на самом деле оказалось остатками турецких бань, построенных здесь во времена Османской империи.
Не заходя в бани, ребята отправились гулять по молдавскому селу. Нужно было найти чего-нибудь из еды –утром никто не успел позавтракать, а время шло к обеду. Можно отметить, что в Требушенах много сельских усадеб, где можно остановиться на ночь в аутентичном молдавском доме. Возможно, при следующем визите в эти края, так и стоит поступить. Кафе в селе не оказалось, попытки напроситься на обед к местным жителям тоже оказались не результативными. Зато одна из хозяек предложила нам купить вина за символические 20 лей за литр.Ну раз пошла такая пьянка решили взять три литра. В центре села нашли магазин. Купили брынзы, колбаски и сели перекусить. Перекусить толком не удалось – как только сели за стол подъехал автобус на Кишинев. В Кишинёв нам не было нужно, но все таки мы решили подъехать на нем до Орхейской трассы. В салоне автобуса играла музыка. Поразительнее всего, что одна из местных радиостанций как раз в этот момент транслировала песню на белорусском языке. Такой вот сюрприз – в молдавском селе, где и по-русски мало кто понимает, играет песня на белорусском. И именно в тот момент когда три гражданина РБ приехали в это село. Мистика.
До Орхея доехали быстро, почти сразу словив попутную маршрутку.
На вокзале Орхея стали ждать маршрутку на Сороки – они ходят здесь достаточно часто. Пока ждали, решили перекусить – рядом с автостанцией был приличный ресторан. Наконец то отведали молдавской кухни – заказали заму, мамалыгу, брынзу и конечно же, кишиневское пиво.
Поели плотно – молдавская кухня очень сытная. Пока кушали, Дэн сгонял на вокзал, и нашел нужную маршрутку на Сороки. Попутно запечатлил на матрицу фотоаппарата городские пейзажи Орхея и памятник молдавскому господарю Василю Лупу. Начинался дождь. Не смотря на то, что водитель ехал по разбитой дороге как истинный молдаван, в маршрутке удалось поспать. Через два часа вся компания прибыла в Сороки – приграничный город на севере страны.
Северный форпост и цыганская столица
Город Сороки на севере Молдавии в первую очередь знаменит своей крепостью и цыганскими кварталами. Обе эти достопримечательности, а также свечу Благодарения нужно было обязательно осмотреть. По прибытии оказалось, что последний автобус на Дрокию – последний город на маршруте отходит через час. Оставалось выбирать – либо бегло за полчаса отсмотреть Сороки, либо рассчитывать на такси. Взвесив все за и против, путники решили воспользоваться вторым вариантом – денег, вроде, хватало.Первым делом отправились в Сорокскую крепость. Крепость находится на набережной.
Возле Днестра, до нее можно дойти пешком или доехать на маршруте №1. Крепость оказалось небольшой – на картинках она выглядит внушительнее. На воротах висел замок - прохожие, увидев туристов, подсказали, что смотритель живет в соседней пятиэтажке на верхнем этаже. Дождь усиливался, и ребята, укрывшись в крепостном портале решили перекусить вином и брынзой. Недолго поразмышляв, решили смотрителя не беспокоить – ну чего там внутри увидишь, крепость она и есть крепость.
От крепости по набережной отправились в центр. По дороге обратили внимание на шикарные особняки на горе. Ба, да это же тот самый знаменитый цыганский город. Особое внимание привлек храм – построенный по всем классическим канонам, с позолоченным куполом и огромной белоснежной колоннадой. Решили подняться на гору чтобы осмотреть это чудо архитектуры. Подъем на гору захватывал дух. С каждым шагом вверх открывался все более захватывающий пейзаж на Днестр и села на украинской стороне. Но еще более сюрреалистичный пейзаж возникал прямо перед глазами путников. На горе, то тут, то там возвышались гигантские особняки в четыре-пять этажей. С колоннами, арками и статуями неведомых животных, кованными воротами, нередко позолоченными. С точки зрения архитектуры многие здания представляли собой шлак, или как говорит один из белорусских архитекторов «архифекалии». Но в плане роскоши – ничего подобного в Белоруссии точно нет, и вряд ли когда-нибудь будет. Роскошь п нищета здесь соседствуют совсем рядом – нередко между двумя дворцами можно было заметить лачугу бедной цыганской семьи. Большинство цыганских бедняков здесь работает на своих баронов – сторожит их дворцы, убирает территорию. Роскошь заканчивается за порогом дворца баронов – ни один из цыганских богатеев не удосужился заасфальтировать улицу, ведущую к его дому. И это не смотря на то, что через забор можно увидеть стоящие во дворе лимузины, «Хаммеры», антикварные ЗИСы и «Чайки» и совсем уже скромные «Феррари». Экономят бароны и на канализации – нередко канализационные трубы дворцов выходят в городскую ливневую канализацию, или, чего хуже, на огород своего менее успешного соплеменника. Запах при этом стоит соответствующий.
К счастью, бароны в большинстве случаев не живут в своих дворцах, а кочуют по городам Европы и Азии «зарабатывая» на новую позолоченную скульптуру или очередной лимузин. А какой род их заработка догадаться не сложно – наверное, каждый из вас знает, чем промышляют цыгане у нас в городах. Золото, кражи, гадания…хотя ни для кого в Сороках не секрет что большинство дворцов на Цыганской горе построено на героине. Домой бароны приезжают всего лишь пару раз в год по большим поводам – свадьбы, похороны, годовщины…
В конце концов, когда ребята все же очутились на горе и приблизились к привлекшему их внимание храму, с ними произошел культурный шок – огромное четырехэтажное здание с золотым куполом и мраморной колоннадой оказалось…очередным цыганским домом. Купол «храма» венчал не крест а полуобнаженная статуя какой-то греческой богини…
Дождь все усилился, и все промокли до нитки. С цыганской горы решили спуститься вниз, в небольшое кафе, чтобы посушится и немного согреться. Решили было уже к Свече Благодарения не идти…ну что там делать по темноте. Но оказалось что не смотря на тьму, дождь и холод свеча ночью подсвечивается и выглядит очень красиво. Маршруткой доехали до автовокзала, где нашли таксиста, согласного завезти нас в Дрокию за 250 лей. В качестве бонуса таксист предложил нас подбросить к Свече, и забрать оттуда через полтора часа. На эти условия трудно было не согласиться.
Уже через несколько минут путники были у подножья горы, возвышающейся над Сороками. Свеча Благодарения – обелиск из известняка, посвященный памяти всех молдаван, сберегших национальную культуру не смотря на годы под властью других империй. Он имеет интересную форму и в самом деле напоминает свечу, со стекающим оплавившимся воском. Ночью на Свече загорается огонь – мощные прожектора подсветки выхватывают из тьмы пламя, венчающее обелиск. К обелиску ведет достаточно крутая лестница из нескольких сотен ступенек. Для тех, кому трудно подыматься, на лестнице оборудованы скамейки и беседки. Наверху, у подножия Свечи – смотровая площадка.
Внутри Свечи, в ее основании, устроена часовня. Ночью в ней находится полицейский, который следит за порядком на мемориале. Полицейский сразу встретил не очень приветливо, но узнав что туристы из Белоруссии сменил гнев на милость и пустил внутрь Свечи погреться. Почти сорок минут шли беседы о зарплатах, политике, молдавских националистах и о мудром батьке Лукашенко. Дождь не прекращался, именно он испортил шикарные кадры ночных Сорок, которые можно сделать со смотровой площадки в основании Свечи.
Через полтора часа ребята попрощались с добрым полицейским, спустились с площадки вниз, где их уже ожидало заказанное такси.
Между прочим все мы в Дроче...(долгая дорога домой)
По разбитым молдавским дорогам такси мчало путников в Дрокию. Погода явно портилась – дождь все усиливался, столбик термометра стремился к нулю, ко всему еще прибавился сильный туман. В местах где дорога проходила в ложбинах, все было затянута туманом. Противотуманные фары уже не новой «Дачии Логан» с трудом справлялись с плотной завесой. На некоторых участках водителю приходилось даже включать аварийку. Не смотря на обогрев лобовое стекло сильно потело, ухудшая и без того нулевой обзор. Прорвались в Дрокию лишь благодаря таксисту, который почти наизусть знал местные дороги (включая все лужи, ямы и трещины). Путь до Дрокии оказался неблизким – вместо замеренных на спутнике 37 километров по спидометру вышло все 50.Городок Дрокия по-молдавски читается как Дрочя (Дрочия – так же как и Дачия). Но даже местные молдаване упорно не хотят признавать что живут в Дроче, и называют город на русский манер – Дрокия. Интересно, как правильно называть местных жителей – дрокияне, дрочане или дрочуйцы?
Город сам по себе оказался очень чистым. Сложно понять от чего это зависит, но в Молдавии города бывают либо чистыми, либо грязными. Среднего не дано. От чего это зависит – от культуры людей или от благосостояния городской казны – выяснить так и не удалось.
До поезда оставалось около трех часов. Ребята доели свои припасы (ту бесконечную бутылку требушеньского вина с вкусной брынзой), потратили последние леи на чай в кафешке, пообщались с теткой, которая ехала в Липецк сагитировав ее отдыхать в белорусских санаториях. Потом, чуть за полночь, погрузились в белорусский вагон поезда Кишинев-Санкт Петербург. Молдавско-украинскую границу прошли в полудреме. Проснулись где-то под Казатином, и были сильно удивлены тому, что за эти два дня всю Украину засыпало снегом. Затем были белорусское пиво и чипсы, кофе с белорусскими вафлями и печениями. В общем, белорусский вагон приближал Родину даже быстрее чем хотелось бы. Вечером путники были в Калинковичах, где за 15 минут до отправления все же успели пересесть на дизель до Гомеля. Дизель шел долго и нудно, путники пытались отоспаться, если это только возможно на жестких лавках дизельного состава. Чуть позже девяти вечера вся четверка была уже в Гомеле.
Памятка страннику
Вот, наконец, и показалось завершение этого отчета. И в самом деле –всегодва дня, а сколько впечатлений. Вот примерная схема нашего маршрута от Александра Соколова:Напоследок хотелось бы дать несколько советов путникам, отправляющимся в Молдавию. Первым делом нужно обратить внимание на пограничный режим – в Молдавию нужно въезжать через молдавско-украинскую границу. Если вы въезжаете через Приднестровье, для молдавских властей вы - нелегал со всеми последствиями. Если вы все же ехали через Приднестровье, постарайтесь покинуть Молдавию таким же образом (при этом не попадаясь на гласа полиции). Смертельный вариант – въезжать через Приднестровье и выезжать в Украину или Румынию. В этом случае вас на 100% оштрафуют на границе. Не самый приятный вариант въехать через молдавско-украинскую границу, а покинуть страну через Приднестровье. В этом случае с выездом проблем не будет, но они могут возникнуть при следующей попытке посетить Молдавию.
Второй момент – это поиск инфы по достопримечательностям. В Молдавии есть несколько туристских сайтов, но лучше всего про молдавские достопримечательности пишет в своем ЖЖ блоггерVarandey. Пользуясь его заметками вы сможете не потеряться среди немногочисленных памятников старины этой маленькой страны.
Ну и третий момент касается гостиниц. Цены на отели в Кишиневе сильно завышены, поэтому проще остановится в хостеле или снять квартиру на сутки. В Бендерах гостиница дорогая, а вот в Тирасполе есть вполне дешевая гостиница «Аист» (находится на набережной в районе площади Суворова). В среднем цены на жилье в провинции в три-четыре раза ниже кишиневских. В ПМР объявления о сдачи жилья на сутки модно найти в газете Маклер. Там же есть рубрики «Паспорта, дипломы, свидетельства» и «Экспресс-знакомства», что для жителя синеокой на первый взгляд выглядит диковато. В небольших селах вблизи достопримечательностей (в основном это монастыри) можно остановиться в гостевых домах и виллах местных жителей (недорого, по цене хостелов). Наиболее интересные монастыри расположены вдоль правого берега Днестра, у населенных пунктов Кицканы, Резина, Сахарна, Сороки. Также можно отправиться на юг страны в автономию Гагауз-Ери и познакомится с бытом гагаузского народа – потомков турок, принявших христианство. Спиртные напитки лучше покупать в официальных магазинах – там они тоже не дорогие (по белорусским меркам очень дешевые). Самая распространенная сеть – супермаркеты «Квинт» продающие вино и коньяк одноименного завода.
Приятных вам путешествий по Молдавии и не только!
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!