Наверх

Большой северный поход, или из Европы в Азию - на байдарке. Часть 3

Опубликовано: 18 дней назад (9 февраля 2018)
Рубрика: Без рубрики
Редактировалось: 2 раза — последний 16 февраля 2018
Просмотров: 65
+1
Голосов: 1

28 июля. Большой переход.

На этот день нами был запланирован самый длинный переход - 42 км. Сэкономленный день позволял разбить этот переход на 2 части, но пророчество москвичей о встречном ветре в устье Соби гнало адмирала вперед.
Сборы в поход затянулись, и на воде мы оказались только после полудня. Зато была возможность все высушить и продолжить попытки поймать рыбу. желающие могли понежится в гамаке, правда свою ложку дегтя в эту процедуру добавляли комары.





За Харпом река разливается вширь на 300 метров, но попрежнему неглубока. Длинные глубокие плесы чередуются отмелями, островами, которые обычно соседствуют с быстрыми и мелкими перекатами. Река непредсказуема и даже по спутниковым снимкам иногда невозможно обнаружить какая из проток является основной. Наличие быстротока и переката на входе никогда не гарантирует что русло окажется полноводным. И наоборот, иногда полноводный вначале рукав оканчивался жестким шкуродером. Именно в одном из таких метс груженый продуктами "Баклажан" получил пробоину в днище. Дырку заклеили, и в дальнейшем старались такие пороги-перекаты по возможности проходить проводкой. Хотя наличие на реке проезжающих моторных лодок являлось свидетельством того, что фарватер на всем протяжении реки присутствует.







На одной из отмелей стали на обед, пока готовилась еда Наташа сделала серию фотографий местной флоры.















Впадение крупнейшего притока- реки Ханмэй - очень легко пропустить. При впадении в бурную Собь Ханмэй практически не имеет течения, а его широкое устье спрятавшееся за отмелью больше напоминает глухой старик. Ориентиром впадения Ханмея является крутой поворот реки Собь к западу с шиверой значительной длинны.





Второй заметный приток - Орехъёган - впадает широким каменистым потоком который трудно пропустить, если придерживаться правого русла при обходе значительного каменистого острова с рыбацкой стоянкой.





И наконец наша цель - река Хараматлоу - впадает в Собь широкой каменистой дельтой из 3-х руковов. При прохождении дельты издалека заметна шикарная стоянка на высоком берегу чуть выше по течению Хараматлоу.
Есть возможности стать рядом - на пасчано-галечной отмели. Так поступили две группы, которые мы нагнали - семья из Ростова (мы их видели на первой стоянке) и группа москвичей на катамаранах.
Мы же выбрали "оригинальную" стоянку. Об этом пришлось впоследствии пожалеть - стоянка оказалась комариной, не спасало даже положение на высоком мысу. Лиственичная роща закрывала стоянку от ветра , который как назло был южным, и комары мгновенно заполняли пространство вокруг нас. Лезли даже в горячий чай - крайнее фото это наглядно подтверждает.



Второй минус стоянки - необходимость таскать вещи через обширную отмель и один из мелких рукавов Хараматлоу. На отмели гнездились какие то птицы (что то среднее между чайкой и куликом), у них были птенцы и пернатые родители неистово атаковали любого человека появляющегося на отмели.
Финишировали поздно - около полуночи. пока сварили макарон - на часах было уже полтретьего. Немного не дождавшись рассвета пошли спать. Попытка Юры устроится в гамаке была жестко пресечена комарами которые прокусывали даже гамак.

29 июля. Комариный рай Хараматлоу

У нас сегодня дневка. Утро выдалось недобрым - кромары прогнавшие Юру с гамака атаковали палатку, умудряясь как то проникать даже через москитную сетку.



На улице - жара и полный штиль изрядно сдобренный недалеким смогом торфяного пожара. Из палаткаи выходим как в открытый космос - укутаавшись в накомарники и одежду с длинными рукавами. 30 градусов тепла в флиске и водонепроницаемой кртке переносятся ужастно плохо.



Раздестя можно только на реке, и то ненадолго - спустя пять минут вас находят слепни и оводы. Уловив момент когда чуть чуть поднялся ветер Рома смог искупаться в холоднойводе Соби. Его примеру решил последовать Юра и ...исчез. Рома отправился на поиски и нашел Юру в лагере ростовчан. Группа из трех человек, еврейская семья...глава семьи Рома бывалый рыбак, его супруга Таня и дочь Аня - опытные походницы. Отдыхают на воде каждое лето, но на Соби впервые. Идут на рыбацкой двухместной лодке. Палатку поставили на семи ветрах - прямо на галечной отмели, тут жарко но меньше комарья.



Юра кушал уху из тайменя, выловленного бывалым рыболовом накануне. радушные рыболовы пригласили на уху всю нашу команду, а также похвалились здоровым тайменем который стал для ростовской группы второй добычей этого похода.





Почти весь день просидели в палатке, т.к снаружи жестко проедали комары. Коротали время как могли...



Планировали разведать вверх по течению Хараматлоу, но отказались от этой затеи - идти 10 км волоком в этом комарином раю нам показалось сущим адом. Хотя мы имели удовольствие наболюдать за московской группой на катамаране которая бечевой пошла вверх по течению. Но там у ребят несколько иные планы - волок через реку Бурхойла на реку Танью, что в районе Уральского Пятиречья.
Заклеили "Баклажана" и решили что пороги Гагарина и Титова, которые находятся на Хараматлоу обойдутся без нас. Возможно и зря - на следующий день задул сильный северный ветер и агрессивность комарильи поубавилась.

30 июля. Побег из комариного рая. Первые трофеи.

30 июля был запланирован резервным днем, но мы решили не идти на пороги Хараматлоу , а поскорее покинуть комариную стоянку в устье этой неприветливой реки. Как только стали на волду поголда изменилась в лучшую сторону - подул ветер, смог растворился на просторах тундры. Вопреки прогнозам москвичей (мы их снова встретили, в этот раз они стали на ночевку немного ниже нас) течение не падало, и перекаты с быстротоками хоть и реже, но все же попадались. Попрощались с семьей ростовчан, подарив им банку белорусской тушенки в благодарность за вкусную уху из тайменя.





Валы на следующем перекате оказались обманчивыми - вмето привычного ускорения вперед почувствовали как будто бы перед лодкай встала невидимая преграда. Оказалось что это не валы, а волны. В этом месте река ненадолго принимает северное направление и подставляет лодки сильному северному ветру. Скорость упала до 2 км/ч но мы упорно шли вперед. "Банан" Романа и Алины жался к наветреному берегу пытаясь уйти от волн и спрятаться от ветра за береговым обрывом, "Баклажан"Юры и Наташи , наоборот, пытался ловить струю течения на середине реки. В тех местах где река меняла направление с се6верного на западное или южное ветер стихал, экипажи отдыхали и любовались настоящими сибирскими пейзажами северной реки. Ширина глади, высокие обрывистые берега, сложенные крупной галькой и увенчанные зелеными пиками пихт и лиственниц.





Сегодня шли графиком 1 августа и должны были пройти 30 км до места с условным названием "баржа". Но поскольку имели 2 дня резерва решили через силу не рваться, и сделать небольшую остановку у домика бывшей биостанции в устье реки Лупаньёган. Тем более что Рома из Ростова говорил что тут есть "щучья яма".



Пока обслдедовали окрестности домика (по описаниям рядом должны были быть баня и туалет) Алина пошла пробовать рыбацкого счастья. Домик оказался в удовлетворительном состоянии - как 90% домиков российской тайги. Целая крыша,полуразрушенная печка, нары ев 4 человек, стол, оситатки продуктов. Для Ромы ночевка в таких "таежных хибарах" дело привычное, а вот женщины чего то испугались... Наверное детский , суеверный страх перед лесными избушками в которых место Лешим и прочим Бабкам Ёжкам... Вобщем решили покушать и плыть дальше, к "барже" но...
...
судьба распорядилась так, что пришлось остаться на этой стоянке...



потому что
вдруг с реки раздался восторженный крик переходящий в визг и радостное улюлюканье...
....
побежали вниз по камням, на каменную гряду где рыбачила Алина....


....
Алина тянула крупную щуку и к нашему прибытию почти вытянула!


...
Юра помог снять трофей с крючка и побежал за удочкой....


....
и началось


....
не успел забросить и вытянул ладную щучку, потом еще одну....





...
потом Алина сравняла счет вытянув щуку килограмма на четыре с полловиной


....
потом снова Юра, здорового окуня...


...
потом рыба пошла косяками так, что мы решили лишнюю нетравмированную реку отпускать назад в реку....




...
пробовала ловить даже Наташа!



...
ну и теперь и ёршу понятно что никуда мы дальше с этого места не сплавлялись, а на ужин нас была уха и щука печеная на углях.

31 июля. Непогода. Старая изба егеря.

Утро следующего дня снова выдалось недобрым. Ветер стих , опыять все затянуло смогом, налетели комары. Рыбалка тоже кончилась. Всзвесив все за и против решили на биостанции больше не задерживаться и продолжить сплав. В качестве программы минимум было определено дойти до затопленной баржи, программа максимум - спустится в низовья Соби к последнему из перекатов.



На реке был небольшой ветер и не было комаров. Ветер постепенно нагнал тучи и впервые за поход погода стала пасмурной. Река ниже Лупанёгана стала еще шире - местами до 400 метров. В русле реки - огромные отмели и мелководья , которые в пасмурную погоду очень трудно угадывать. Ветер усилился и погнал волну, к счастью попутную.





А потом пошел дождь.



Не смотря на непогоду природа поражала красотой. На этом участке много птиц, и Алина с удовольствием их фотографировала, не смотря на дождь.





Дождь был не сильным, но затяжным, вскоре мы начали подмокать.
Дойдя до места где должна была быть "баржа" мы ее не обнаружили. Баржу или замыло песком и галькой, или кто то увез ее на металлолом. Ну увидив своего ориентира продолжили сплав.
Через несколько поворотов реки на высоком берегу заметили избушку. В отчетах ее назыввают "старой избой егеря". Где то рядом должна быть новая, красивая изба но мы ее не заметили.



Становилось все мокрее, и Рома убедил всех причалить к избушке. И мало того, переборов суеверный страх в ней переночевать. Решающим аргуметом стало то что "палатка типа подмокла".
Избушка была обжитая, но видно что хозяин давно ее не посещал. Были его вещи, сухие дрова, даже что то из продуктов и...самое нужное...антикомариные спирали. Нары были устелены матрасами, сверху лежала оленья шкура.





Девушки такое ложе забраковали, шкура и матрасы перекочевали под нары , а их место заняли коврики-спальники. Дверь решили завесить тюлем. В этот момент поляну осветило солнце вышедшее из за туч и мы стали свидетелями чудесного заката...



Немного озадачило отверстие, которое было в тюле...тем более что в двери тоже было отверстие и прямо в этом же месте. Сразу пошли байки про медведя который подпер охотника в этой избушке, и от которого пришлось отстстреливаться.
вечером на ура пошли макароны с тушенкой и "данетки" - веселая игра с занимательными вопросами. Под "данетки" и уснули. печь решили не топить "дабы не спариться и не угореть". А зря - к утру стало довольно прохладно...
Большой северный поход, или из Европы в Азию - на байдарке. Часть 2 | Большой северный поход, или из Европы в Азию - на байдарке. Часть 4
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!