Высшая точка Беларуси - гора Дзержинская

Опубликовано: 638 дней назад (10 января 2016)
Рубрика: Без рубрики
Редактировалось: 3 раза — последний 12 января 2016
Просмотров: 1100
Голосов: 2
... Ещё один запоздалый осенний отчет ....

В первый день ноября 2015 года состоялась очередная поездка Клуба путешествий – на сей раз предпочтение было отдано объектам краеведения и туризма Минской области, во главе которых было посещение высшей точки Беларуси – горы Дзержинской. Поскольку в планах было посещение объектов за один день, то был выбран скоростной вариант – заказной микроавтобус. Около 8 утра, как только рассвело, мы выехали за пределы Гомеля и отправились по скоростной трассе М5 Гомель-Минск, что создавало нам все условия для того, чтобы добраться до Минска как можно быстрее и с комфортом. Доехав до пределов Минска, мы взяли с собой ещё одного товарища и отправились на «покорение» высшей точки Беларуси.
От столицы высшая точка Беларуси расположена не так далеко – нужно было проехать около 30 км в западном направлении. Невероятные осенние пейзажи нам представляли холмы Минской возвышенности, которые освещало редкое осеннее солнце, постоянно пробивавшееся сквозь толщу облаков. И вот мы на месте: деревня Скирмантово – нашему взору предстала огороженная небольшая территория вблизи от дороги с искусственной насыпью в форме горы в центре, вероятно для того, чтобы проезжающим по дороге было лучше видать, что именно в этом месте находится высшая точка Беларуси – гора Дзержинская, или как она ранее называлась - Святая гора.

На вершине небольшой насыпи установлена гранитная плита с надписью на белорусском языке: «Гара Дзяржынская. Вышэйшая кропка Беларусi. Вышыня 345 м над узроунем мора».

Также установлены ступеньки для восхождения к этой гранитной плите. Примечательно, что неподалёку от высшей точки Беларуси размещается военная радиолокационная база.

Поскольку время прибытия на гору совпадало с обеденным временем, то мы решили подкрепиться прямо на этом искусственном возвышении.

Блинчик с ветчинкой

Хлебин Роман
Все желающие могли сфотографироваться с гранитной плитой, ощутить себя на импровизированной вершине.

Игорь Махнач

Алексей Шелег и Кирилл Кошман

Мария Ившина

Наша группа, общее фото
Покорив вершину, мы отправились в Волму – это населённый пункт примерно в 10 км западнее от горы Дзержинской по пути в Ивенец.

В Волме находится парк альтернативных источников энергии. Парк расположен на территории старинной усадьбы Ваньковичей – некогда одного из владений древнего белорусского дворянского и шляхетского рода.

А ещё в Волме располагается одна из первых в Беларуси ветряных электростанций. При въезде в Волму виднеется одиноко стоящая в чистом поле ветряная мельница – пожалуй, единственное индустриальное украшение безмятежного сельского ландшафта.

Мы отправились гулять по старинному парку с его причудливыми пейзажами, создававшими некую отрешённость и впечатление сказочного леса. Первыми кто нас встретил в парке, это были овцы.

Вслед за ними подошёл смотритель парка – думаю, всем запомнился его чисто белорусский говор, который так редко приходится слышать из уст белорусов. Смотритель провёл нас по небольшой территории рядом с новенькими хозяйственными постройками, резко контрастировавшими с находящимся неподалёку старинным особняком Ваньковичей.

На этой территории было расположено несколько ветряков, мини-электрогенераторов и солнечных батарей – это то, что больше всего впечатлило. А вообще, нам конечно далеко ещё до использования всевозможных видов альтернативных источников энергии в широком их распространении, поэтому и экспозицию можно назвать вполне себе скромной, но будем надеяться, что за альтернативной энергетикой – будущее.

Покинув Волму, мы вернулись в пригород Минска, где мы хотели посетить городище города Минска.
Городище – это памятник археологии, представляющий собой укреплённое поселение. Городище расположилось на небольшой речушке под названием Менка, и считается, что именно отсюда начал свою историю город Минск. Находится примерно в 10 км в юго-западном направлении от современных границ Минска..

Взбираясь на холмы, всё больше просматривалась возвышенная территория на несколько километров: вдали виднелись поля и леса с одной стороны, а город Минск - с другой. Необыкновенно смотрелись порыжевшие от опавшей листвы холмы, а внизу в центре городища был установлен памятный знак, что городище Минска является историко-культурной ценностью.

Получив заряд бодрости от восхождения на холмы, служившие истоком Минска, мы отправились в Белорусский музей народной архитектуры и быта в деревне Строчица. Для этого нам было достаточно проехать лишь несколько километров и пересечь реку Птичь. Музей оформлен в виде «скансена» - этнографического комплекса под открытым небом.

Здесь на площади в несколько квадратных километров собраны примеры деревянного зодчества из всех регионов Беларуси. По прибытию в музей нам предоставили экскурсовода, чтобы помимо созерцания получить интересную информацию об архитектуре белорусской глубинки в историческом плане.

Начали осмотр с экспозиции «Центральная Беларусь», что в принципе и соответствовало географически тематике нашей поездки.

Побывали в униатской церкви, убранство которой сочетало в себе черты православной и католической церквей.

Затем отправились в народное училище, или школу, проще говоря. Нам показали учебный класс и учительскую комнату.

В учебном классе больше всего привлекли внимание: двусторонняя доска – на второй стороне доска разлинееная для получения навыков чистописания;

уголок для обучения взрослых людей;

интересные иллюстрации к славянской азбуке и расписание уроков, в котором уроки, в свою очередь, были разбиты на отделения.

Далее нам показали примеры построек амбаров, в которых хранилось зерно и различные инструменты для использования в хозяйстве.

После хозяйственных построек нас завели в жилой дом, в котором мы узнали о существовании помещений под названием «клеть» - там хранились съестные припасы. Также мы рассматривали примеры размещения в разных жилых домах как располагалась кухня, столовая, где располагалась печь и место отдыха, узнали также о том, где располагался так называемый «бабий кут».

Нам показали погонный двор – в таких дворах размещались коровники, овчарни, птичники и другие разновидности построек хлева. Завели нас и в дом охотничьего типа, а в одном из подворий экскурсовод предложил нам перепрыгнуть через калитку и загадать желание, которое по народному поверью обязательно сбывалось.

Екименко Александр
Прежде чем оказаться у мельницы нам ещё показали кузницу и постройки, в которых хранились рыболовные принадлежности.
У мельницы наша экскурсия подходила к концу, которая растянулась на час, и мы сделали фото на память с нашим замечательным экскурсоводом.
Увы, но времени на то, чтобы ознакомиться с двумя остальными экспозициями – «Поднепровье» и «Поозерье» нам не хватило, потому как музей заканчивал свою работу в 17 часов. У музея в проекте создание ещё 4 экспозиций: «Западное Полесье», «Восточное Полесье», «Понемонье» и «Местечко», что как раз даёт повод вернуться сюда с большим запасом времени для того, чтобы продолжить ознакомление с архитектурой и бытом других регионов Беларуси. На территории музея имеется корчма, в которой можно отведать национальные белорусские блюда. Время близилось к закату, наш поход по музею завершился – нам предстояла дорога домой, чтобы вечером оказаться в Гомеле. Поездка получилась очень интересной на впечатления, было много забавного и смешного, поэтому можно смело сказать, что знакомство с несколькими музеями и памятниками природы Минской возвышенности прошло на ура!

Ещё фото - https://vk.com/album-32263353_223463513
Автор отчёта - Игорь Махнач.
Фото - Ившина Мария, Королёва Алина.
Замки и усадьбы северо-западной Беларуси | Коротенький отчет о походе по зимней Узе