Наверх

Сарьянка, сэр!

Опубликовано: 647 дней назад (16 января 2016)
Рубрика: Без рубрики
Редактировалось: 2 раза — последний 16 января 2016
Просмотров: 1153
+3
Голосов: 3

Сарьянка, сэр!

(отчет о рождественском походе)

В нынешнем году зима подарила нам продолжительные выходные. Первые трехдневные «каникулы» выпадали на католическое Рождество, погода стояла не по зимнему теплая и этим грех было не воспользоваться. Решили снова пойти «на воду» - наконец-то закрыть затянувшийся сезон, а также сплавится под первым мягким снежком. Столбик термометра неумолимо тянул к нулю, мы уже знали что такое «проблемы ледокольного характера», и поэтому решили выбрать речку живую и быструю. Первой под прицел попала Западная Двина, но немного поразмыслив, решили отправится чуть севернее – на речку Сарьянку.



В пользу Сарьянки сработали ряд фактов среди которых:
1) мне очень нравится этот дикий угол на самом севере Беларуси;
2) в окрестностях Сарьянки много разных достопримечательностей (как природных, так и созданных человеком);
3) Сарьянка – одна из нескольких рек Беларуси, на которой есть некое подобие порогов, она гарантированно не должна замерзнуть, а пороги были бы неплохим испытанием для новых «Налимов»;
4) хотелось снова побывать на берегах Освейского озера – самого северного и второго по величине в Беларуси, и показать эьти места ребятам из клуба;
5) ну и нужно было отпраздновать приближение Нового года – в походной обстановке, в кругу друзей из нашего Клуба Путешествий.


Желающих пройтись по леденеющей Сарьянке оказалось на удивление много – целых шесть человек. К «альманскому составу» из Ромы Хлебина, Иру Сушковой и Дэна Серакова добавились Игорь Мочалов и Женя Алесин, а также Николай Юрьев из Минска.
Выехали вечером в четверг, 24 декабря. Дорога ждала нас предлинная – ехали через Минск, Молодечно, Полоцк (все из за того что не все с работы успевали на прямой поезд до Полоцка). До Минска добирались общим вагоном, который «по щучьему велению» (секреты надо знать железнодлорожные) оказался купейным. Начало похода отметили чаем с бальзамчиком, и легли спать.
В Минске были рано утром. Пересели на дизель до Молодечно, по дороге в Ждановичах подобрали Николая.





Большую часть дороги до Полоцка досыпали, потом играли в «Манчкин».



До Полоцка добрались лишь к обеду, купили билеты до Освеи, докупили недостающие продукты. Небо расстроилось дождем, очень не хотелось, чтобы это мокрое безобразие продолжилось и в следующие дни.





До Освеи ехали почти два часа в унылом «МАЗе» с «гармошкой». Под дождем выгрузились на маленькой автостанции, и отправились читать грозные предостережения для тех, кто собирается проникнуть на территорию погранзоны. Читаем себе, читаем, вроде и понимаем, что по сути вроде бы ничего не нарушаем, права-законы знаем, а все же стремно немного.






Пошли гулят по Освее. Времени до автобуса у нас совсем немного, поэтому успели всего лишь спуститься к берегу озера и подняться на крышу заброшенного дома культуры.















С крыши полюбовались на самый большой в Беларуси остров Ду, удивились молодой березке, выбравшей крышу в качестве места произрастания. Дождь закончился, тучи разошлись, небо озарилось закатом, дарившим надежду на хорошую погоду.
По возвращению на автостанцию все же решили позвонить пограничникам и объявить о своем присутствии и намерении сплавиться в погранзоне. О нашем присутствии в Освее уже знали (видимо доложил кто-то из местных), доброжелательный голос в трубке буркнул кому-то, дескать, туристы таки объявились, и повелел дожидаться на автостанции прибытия мобильного поста. Дожидались недолго, молодые и очень вежливые ребята в форме проверили документы, уточнили маршрут и место планируемой ночевки. Обменялись с командиром телефонами, пожелали друг другу удачи. Обещали на латвийскую территорию не забредать, если встретим кого-то подозрительно азиатской наружности – сразу звонить на заставу.
Тут как раз и автобус приехал. Не смотря на то, что он и так ходит всего пару раз в неделю, пассажиров почти не было, да и те вышли на первой же остановке на дальнем краю Освеи. Мы же отправились дальше к мосту через Сарьянку. Водитель высадил нас аккурат на мосту – за мост нам нельзя, там уже пограничная полоса и нужен пропуск. В темноте почти сразу нашли нужную полянку – край луга, узким рожком выходящий почти к реке. Не успели поставить палатки, как напротив нас на дороге остановилась машина. Это был все тот же пограничный дозор, ребята проверили нас, еще раз предупредили по поводу другого берега и другой стороны дороги. И там и там - пограничная полоса, в 700 метрах на север – Латвия. Вот такое хитрое место было выбрано нами для ночлега.
Было уже очень темно, холодно и сыро. Дрова гореть совсем не хотели, вся ива и осина на берегу была мокрой. Кое как вырубив пару относительно сухих ивин и бог знает откуда притащив ветку сухой сосны сделали жалкое подобие костра, взогрели на горелке чаю и стали праздновать Рождество.











Тепло от костра компенсировали некоторым количеством горячительных напитков, которых, как оказалось, взяли с избытком. Пошумели, погудели и в какой-то момент свыше пришел сигнал, что пора спать. Для некоторых членов команды потребовалась дополнительная актуализация сигнала, с акцентуацией на будущее и маленькой напоминалкой под правым глазом. Не прошло и получаса как приграничная поляна наполнилась мерным храпом. Отбой он для всех отбой, как говаривал один знакомый адмирал…
Утром встали рано, затемно. Капитан «Тайги» Мочалов разбудил остальных капитанов и мы стали накачивать воздухом байдарки.



С костром возится даже не пытались – по быстрому взогрели воды и изготовили излюбленное утренннее блюдо – овсянку со сгущенкой. Северное солнце всходило неоправданно долго - ели дождались окончания утренних сумерек чтобы, наконец-то, выйти на воду.



Распределились по экипажам – на «Тайге» пошли Игорь и Ира, на более длинном «Баклажане» - Рома и Николай, на коротковатом «Банане» - Денис и Женя.








Река сразу обрадовала живым течением. Берега реки высокие, поросли лесом. Очень часто, на излучинах Сарьянка подмывает крутой коренной берег и наверху появляются сосны. Время от времени речка «съедает» очередной кубометр красного глинистого грунта и бронзовые стволы срываются в реку, образуя завалы.










Еще чаще авторами завалов становятся бобры – эти неутомимые лесные труженики специально норовят свалить очередную ольху или осину в реку, чтобы не только утолить свой бобриный голод, но и соорудить очередную плотину. Часто, очень часто им это удается, и на реке образуются завалы из поваленных и обглоданных стволов.
Не смотря на это Сарьянку сложно назвать завалистой речкой. Бобриные усилия становятся тщетными, когда на речку приходит брат – турист. Его ведь хлебом не корми – дай какой-нибудь завал разобрать. На нашем пути многие завалы оказались аккуратно распиленными ножовкой, и в них были созданы довольно комфортные проходы. Но все же стремительное течение реки не давало нам повода расслабляться – в каждый такой проход нуужно было аккуратно вписаться…










Самой интересной оказалась бобровая плотина в пяти километрах от места старта. Акуратно распиленная посередине она образовала интересный мини-порожек полуметровой высоты. Ребята на «Тайге» не выдержали и прокатались по нему несколько раз.






Еще про одно яркое впечатление могут рассказать лишь Игорь и Ира – их лодка шла впереди, и в какой-то момент изгиб реки явил им лесную идиллию в виде стада пасущихся оленей.
До устья притока Асуницы выход на правый берег нам строго запретили пограничники. Не смотря на то, что берега довольно высоки, местами можно было заметить что часто к реке подходит искусственная насыпь – возможно, что то из приграничных сооружений. В нескольких местах реку пересекали броды выложенные камнями, образуя над собой шустрые перекатики. Примечательным является памятник на высоком крутом берегу недалеко от устья реки Асуница, а также место (ниже устья Асуницы) где по обе стороны реки можно увидеть пограничные знаки Беларуси и Латвии. Что делает пограничный столб Латвии в глубине белорусской территории – конечно большой вопрос. Женя с Денисом даже хотели выйти на берег и посмотреть на это чудо поближе, но что то их остановило.







И не зря - всего через какую-то сотню метров вниз по течению нас встретил пограничный дозор с собакой. Пограничники уточнили, откуда мы идем, не те ли мы самые туристы, что ночевали под самой границей и пожелали удачи. Что то подсказывает, что этот дозор специально отправили проконтролировать – действительно ли мы покидаем пограничную полосу и сдержим ли обещаение не выходить на правый берег…
Пройдя устье Асуницы и недостроенный мост, останавливаемся на обед в красивом еловом лесочке. Тут, на высоком берегу Сарьянским лесничеством обоудована беседка и навес для дров, а чуть поодаль, в лесу кто то нарубил много сухого елового лапника. Быстро делаем костер, сушимся от дождя, который все утро пытался начинаться, но так и не начался, чаевничаем.





На следующем участке река выходит из сплошного леса, становятся шире, сплошных завалов больше нет, зато появляются каменистые перекатики. Течение хорошее, и лодки снова устремляются вперед. Лидирует «Тайга», на ней - схоженный экипаж и геометрия у нее немного лучше чем у «Налимов». Остальные два экипажа поочередно догоняют и обгоняют друг друга. На «Баклажане» после обеда немножко ожил матрос, первую половину дня страдавший утренней жаждой. На «Банане» тоже ребята приходились друг к другу, и управлять этой довольно короткой лодкой им удается все успешнее и успешнее.

И вот настал момент, когда фотки в моем отчете резко закончились.





Недаром матерые речные волки говорят, что терять бдительности не стоит даже на самой простой реке. Небольшой перекатик, «расческа» с обходом по бурливому мелководу у правого берега. На «Тайге» вообще не заметили этого препятствия, на «Баклажане» тоже аккуратно вписались в довольно широкий проход. А вот «Банан»…ребята видимо не смогли оценить скорость течения и слишком поздно стали уходить из-под левого берега. Как результат – лодка уходит бортом под расческу, ребята хватаются за ветку, лодка киляется и река подхватывает течением вещи и увлекает их вниз по течению, экипаж кидается вдогонку, сигнализируя впереди идущему «Баклажану» о происшествии. Хорошо хоть глубина переката – немногим выше колена и все вещи удается благополучно выудить из воды. Но потери значительные – мы лишаемся двух фотоаппаратов и телефона, и остается лишь надеяться на их последующую реанимацию…
Долго ждем когда же наступит Сарья – большая деревня с красивым православным храмом, более похожим на костел. Помимо церкви деревня знаменита своим парком с остатками брамы, и подвесным мостом который входит в «топ -10» самых живописных мостов Беларуси. Понимаем что заметно отстаем от графика, поэтому надолго здесь не задерживаемся. Рома уже бывал в этих местах, и остается строжить лодки, остальные оченьбыстро осматривают деревню, попутно интересуясь расписанием автобуса на случай если завтра не удастся пройти намеченные километры до железной дороги.
Решаем идти до темноты, чтобы на второй день сплава осталось как можно меньше километров. Уже в сумерках выбираем укромное место для ночлега – пусть и недалеко от дороги, но в то же время от нее нас занимает участок тяжелого, буреломного леса. Все промокли с головы до ног (ни на «Тайге», ни на «Налимах» не предусмотрены фартуки), на улице холодно, а тут еще и костер не зажигается. Все же с Н-ной попытки костер начинает пылать (о слава тебе Поваленная Сухая Ель!), а мы - греться и готовить еду. На ужин сегодня гороховый суп – самый теплый и душевный суп в мире. Идилию нарушает начавшийся вдруг дождь – особенно страдают Рома и Николай, оставившие палатку немного просушится и теперь вынужденные ставить ее под дождем. К счастью дождь постепенно замолкает, постепенно сменяясь легким снежком. А температура все падает и падает, и уже ежу понятно, что на улице «легкий минус»…
От костра расходимся резко за полночь, и дело не в том, что спать не хочется, а в том, что совсем не хочется менять теплый огонь на сырую палатку. Вечером у костра наблюдаем интересное явление – «песнь огня». В какое то момент в воздухе появляются тонкие звуки – чем то похоже на то, как подают голос молодые совята. Мы начинаем прислушиваться, и в какой то момент понимаем, что каждый из нас слышит звук с разных направлений – Игорь с Денисом говорят, что он идет из лесу, мы с Ирой считаем что из-за реки. Начинаем обсуждать, что же это такое, и в какой то момент понимаем, что источник звука находится между нами – прямо в костре. Я никогда раньше не слышал, чтобы огонь мог так «петь» - тонко, нежно и красиво. Сколько не ходи в поход, а каждый раз встречаешся с чем то новым и непознанным. В палатки спать нас укладывает огромная белая луна, засиявшая на черно-бриллиантовом звездном небе.
Утром снова встаем затемно. Потухший уже костер быстро уживает под умелыми руками, мы начинаем готовить завтрак и ждать рассвета. Наша задача на сегодня – выйти как можно раньше чтобы пройти последний десяток километров как можно быстрее, часа за полтора. Утро будит солнцем и туманом. В воздухе стоит хороший морозчик, что то около минус пяти. Переодеваемся в немного подсохшее ходовое, лодки спускаются на воду. Морозчик крепчает, и все капли стекающие с весел на борта лодок замерзают почти мгновенно. Не проходит и получаса – а все лодки покрыты ровным слоем ажурной ледяной глазури. Река оставляет за кормой последние участки леса и начинает петлять среди высоких холмов покрытых осиновыми и березовыми рощицами. Кое где холмы подходяк к реке и река вскрывает их геологическими обнажениями – именно здесь на поверхность выходят доломитовые отложения. Перекатов здесь меньше – последний серьезный мы оставили у места нашей ночевки. Опасения насчет разрушенной мельничной плотины смываются высокой водой – плотина более чем проходима, и не нужно никаких проводок. Вскоре появляются вышки мобильной связи на шоссе из Полоцка в Даугаупилс и мы понимаем что наше путешествие подходит к концу. В порог под железнодорожным мостом решаем не суваться – понимаем, что нашим байдаркам там будет тесновато, да и на дизель опоздать совсем не хочется. Собираемся очень быстро – минут за сорок, такой оперативности я в нашей группе еще не припомню. Маршрут пройден, график движения соблюден, мы молодцы.
Обедаем уже в дизеле, на обед – бутерброды с колбасой и чистый спирт. После холодной воды вода огненная заходит более чем хорошо. В Полоцке на вокзале занимаем места в зале ожидания – до поезда еще довольно долго. Кто то дремлет на лавках, кто то – отправляется гулять по городу.



Попрощались с Николаем – он автобусом решил ехать на Минск. Ну а мы грузимся в купе поезда Полоцк-Гомель и продолжаем праздновать приближение Нового Года и успешное завершение этого по настоящему интересного рождественского похода!

Коротенький отчет о походе по зимней Узе | В ожидании отчета о путешествии возвращаемся к подзабытым уже угадайкам...
Комментарии (2)
Александр Козлов # 28 июня 2016 в 15:48 0
Роман, не знаю как с вами напрямую связаться.

Просто очень интересно, у вас была запланирована такая насыщенная и интересная программа на 2016 год, и нет ни одного отчета. А я читал почти все ваши отчеты, они очень классные. Неужели все остановилось? Или просто нет времени для отчетов? Хочется верить, что последнее.

Спасибо.
С уважением, Александр.
Хлебин Роман # 18 мая 2017 в 18:14 0
Да программа была интересной, и мы ее выполнили почти полностью. К сожалению не всегда хватает времени на отчеты...а тут еще и компьютер сломался. Скоро исправимся, тем более что 2017 год не менее насыщенный.