Путешествие навстречу Полярной звезде. Ч.1

Опубликовано: 38 дней назад (27 августа 2015)
Блог: ББлог
Редактировалось: 20 раз — последний 2 сентября 2015
Просмотров: 135
Голосов: 3
Отчет будет посвящен поездке двух прекрасных леди в северную природную "кладезь" – Карелию. Но для начала предыстория.
Однажды майскими праздниками, когда мы сплавлялись по реке Беседь (http://www.geoversum.by/blogs/puteshestvija-gomelskogo-otdela-o-bgo/splav-po-besedi-na-maiskie-ch1.html) ,я познакомилась с прекрасной девушкой – Ириной Сушковой.

Это была ее первая поездка с Клубом путешествий, а также и первый сплав. Через какое-то время мы начали общаться, а в один прекрасный момент я просто спросила, какие у нее планы на лето. Она мне и поведала, что хотела бы вновь посетить дивный карельский край, где она была 5 лет назад. Мне ее мысль показалась по душе, тем более что хотелось куда-то двинуть на недельку, вдаль от мирских хлопот и забот. Я также изъявила желание ехать, тем самым сев ей «на хвост», и активно включилась в разработку маршрута - начала активно искать известные места Карелии (далее по тексту К.). Поиск мест занял несколько дней, мы выбрали самые значимые и бюджетные на наш взгляд места. Острова Валаам и Кижи отмели практически сразу, т.к. для нас было дороговато до них добираться. Прикинули расстояние и транспорт, после чего начали активно готовиться. Все же там погода может быть более непредсказуемой, и я начала искать хорошую обувь. Бюджет был невелик, поэтому вместо фирменных «трэков» купила обувь немного б\у, зато приобрела хороший фонарик. Захватила пару теплых вещей, мощный рюкзак, каримат, прикинула питание и бюджет. К слову, денег у нас его фактически не было: я не работаю, а моя спутница недавно уволилась. Поэтому в качестве средства передвижения были выбраны попутные машины, и наш поход во многом стал «автостопным». В конце поездки, при подсчете, получилось, что на двоих было потрачено немногим более 5 тыщ рр.
И вот, взяв билеты Гомель-Витебск, было положено начало нашему путешествию. Утром из Витебска двинулись в сторону н.п. Руба и начали пытать счастье в поиске желающих взять нас в попутчики.

К слову, это мой большой первый опыт такой поездки, поэтому некоторые вещи оказались мне в новинку. За этот день нужно было добраться до Питера, у нас получилось это сделать за 13 часов.

Ночной Питер встретил нас прохладной погодой, как ему и полагается. Крышу над головой искать не пришлось - наш путь лежал в гости к Ириному дяде, который живет в Питере, у него мы и заночевали.
Завтрашней точкой было озеро Балахановское, что в Ленобласти, там были бараньи лбы, мне их хотелось очень посмотреть (http://rybalkaspb.ru/ozera/article_post/balakhanovskoye-ozero). Это после я узнала, что их достаточно много в самой Республике К. Для связи купили симку МТС. Доставили объявления на остановке и столбах: девушки предлагают разного рода услуги. Для нас это было как минимум прикольно…

К обеду добрались до ТЦ «Мега Парнас», это на северной окраине Питера, по трассе на Приозерск. В ТЦ мы решили припудрить носик, и надолго зависли: огромный ТЦ заманил нас множеством магазинов, ледовым катком для детей, пошаговой доступностью.

К 14 часам дня все же двинули в сторону КАДа, довольные, сытые.

Нашими попутчиками по дороге на озеро были лица восточной национальности (проехали с ними чуть-чуть), затем милый мужчина с голубыми глазами, а после странный дорожник. Этот чудак завез нас в лес, откуда мы шли по лосиным тропам и с трудом отыскали выход на грунтовку по которой решили идти назад, к поселку, может, там кто-нибудь подскажет путь.

Спустя пару км подъезжает лесовоз (ярославские ребята, привет!) и мы вместе ищем подъезд к озеру. Встретили дедулю-старожила, он подсказал примерный маршрут, после чего мы, пересев на «Камаз», доехали до песчаных карьеров, оттуда оставалось км 1,5 до озера с длинным названием. Хорошо, что выезжавшая машина сборщиков ягод подсказала дорогу. По пути встречали передавленных змеюк, отчего я пугалась пару раз, далее была обезьянка на дереве, а после, часам к 20.00, дошли все же до озера.

Как оказалось, здесь уже как лет ..надцать располагается частная лодочная база, хозяин которой после некоторых переговоров согласился отвезти нас на моторной лодке на остров (поскольку бОльшее количество «бараньих лбов» находится именно там).

Было уже 20.00 и мы начали готовить ужин и располагаться. Нашли кое-какие дровишки, поставили на камнях палатку и начали фотографироваться на фоне бараньих лбов на закате дня.

Прошлись по острову, здесь много мощных валунов, некоторые даже имеют необычное местоположение: мешают правильно расти дереву.

Изобразили ящерицу, ползающую по валуну, прошлись вглубь острова – там сплошняком идет болото. Посидев у костра и отведав вкуснейшую кашку с рыбой, улеглись к полуночи.

Следующее утро началось размеренно. Чай, каша, солнышко.

К полудню приехал Паша, хозяин базы, и отвез на лодке на большую землю.

Мы снова побрели дальше, наблюдая свежесдавленных змей. Вообще, проехать до озера просто: из Питера выехать в сторону н.п. Саперного, далее на деревню Ромашки, на запад от трассы, затем за ними в сторону песчаного карьера. А там до озера 1,5 км.

Карелия

Следующий день ознаменовался поездкой непосредственно в Республику К. Доехав от карьера до Ромашек с питерскими милыми женщинами, а после с парнем до Саперного, отправились практически сразу в город Приозерск – ещё Ленобласть, пару км от Карелии. Здесь мы за 100 рр купили карту К. (которой, к слову, и в помине нет в городе над Сожем), снаружи осмотрели крепость (заходить не решились – время, деньги…http://korelafortess.ru/ ),

сфоткали почти ручных уточек,

а также пугливых голубей, сидевших стаей на дереве.

Довольные побрели на автобусную остановку, откуда забрал нас один веселый дедулька, повествовавший всю дорогу про горный парк Рускеала, который нам предстояло посетить.

Въезжаем в Р.К. и практически сразу чувствуются повороты-серпантины и города с интересными названиями: ХИйтола, Куркиёки, Алхо. Веет севером…

Опять сменили несколько попуток, водитель одной из них, шеф-повар Иван, немного рассказал об этих местах: мы узнали, что город Лахденпохья на местном диалекте называется Ландоха, здесь снимали в свое время фильм «За спичками», Сортавала – Сорта (кстати, у них этот город почему-то не склоняется, он лишь недавно стал открытым городом, а до этого был погранзоной, въезды только по прописке в паспорте). В этот день много проехали по грунтовке - что до границы с К., что после - поэтому были слегка грязненькими…
Оказались мы с ним в 10 км от Сорты (близ н.п. Ниэмелянхови), где на удивление, мы удачно стали: закрытая хорошая автобусная остановка, ведро с мусорным пакетом!!! (да, это важно!).

Дождь то прекращался, то накатами снова нас окружал, а тем временем дело приближалось к 8 вечера, нужно было что-то решать по поводу ночлега. В лесу не совсем вариант, т.к. будет мокро, хостелы в Сорте нереально дорогие (по сравнению с Питером, сказочные – от 3 тыс рр за ночь). И тут останавливается надежная Лада, где рискованный молодой человек любезно берет наши пудовые (в прямом смысле) баулы и мы снова едем на встречу приключениям. Сначала он нам показался странным, но потом стало ясно: он добрый и хороший. Парень много шутил, потом пожалел нас, затем рассказал про Сорту. Поговорив с ним, он предложил переждать непогоду у него дома (как раз было 2 места для гостей), что мы и сделали, оставшись вместе с его друзьями по мототеме.
Этот вечер прошел на «ура». И переждали дождик, и познакомились с интересными людьми, и, главное, встретили ДР Ирины. Как ни странно, она хотела встретить его именно в дороге. Получилось вполне себе интересно.

Горный парк «Рускеала»

По плану – посещение горного парка Рускеала (кстати, слово также почему-то у них не склоняется; http://ruskeala.info/ ) с ночевкой. Туда отправились с нашими новыми знакомыми-байкерами, которые оказались из Питера.

Заехав на Рускеальские водопады (где в далеком 1972 году проходили съемки фильма «А зори здесь тихие»)

и отведав местного мороженого, двинули в сторону реки Янисйоки (за поселком Харлу) через два старых и интересных финских моста.

Река находится недалеко от водопадов.

Здесь находится Ляскельская ГЭС («Заячья река»), построенная еще при финнах в далеком 1899 г. для снабжения целлюлозной фабрики электричеством.

Это одна из старейших в Карелии малых ГЭС. Место интереснейшее: мало того, что река немного порожистая, также здесь находится старое русло реки, которое обнажили, проложив к ГЭС водовод.

Карельская белочка

Сама река впадает в Ладогу.

Рускеала. Путь к ней лежал через Ладогу (т.к. Янисйоки находится немного в стороне от парка), красивую, насыщенную бараньими лбами и шхерами.

Доехать до парка просто: по дороге из Сорты по трассе А130 на север, а там по указателям. Обычно едет много машин, не заметить трудно. Прибыв в парк в 15.00 и купив билеты в кассе (актуальные цены можно посмотреть здесь: http://ruskeala.info/ ), принялись к осмотру каньона.

Разработки его начались ещё при Екатерине II, сам же мрамор использовался впоследствии для строительства Исаакиевского и Казанского соборов, Эрмитажа. В парке есть лаконичные информационные таблички, которые весьма удобно читать.

Путь по парку лежит сквозь шахту и штольню. Необычное зрелище.

Здесь же видим и свадьбу (странновато все же).

Чуть дальше видим и первые развлечения: проехаться через весь каньон на троллее (?) всего за 1000 рр.

Смотрим ниже: есть ходы некогда отработанных шахт. Можно пройтись на лодочке сквозь них.

Почти завершающая часть маршрута: отработанный карьер «Итальянский».

Здесь в разрезе можно наблюдать, как проходила добыча мрамора: есть соответствующие отверстия для бура, а также «волнистая» поверхность, показывающая, что проходила добыча мрамора.

За этим карьером находится действующий, но мы туда идти не стали. Чуть прошли по тропинке дальше: на камнях нацарапаны названия городов, есть и Беларусь.

А за ними, сквозь большие валуны, вид на прекрасное голубое озеро, находящееся где-то в низовьях. И вот, идем обратно. По сути все осмотрели, разбивать палатку здесь не стали и решили впоследствии двинуть дальше. Пройдя завершающий круг по парку, наткнулись на интересные пейзажи с другой стороны карьера, а также таблички, информирующие о том, кто из значимых людей в свое время побывал здесь, а кто из недавних проводил съемки фильма.

Зайдя в сувенирные магазины и съев по ореховому мороженому, решили распрощаться с интересными собеседниками из Питера, и двинуть дальше, в дорогу.

Время было всего 17.00,а это значит, что можно еще проехаться и стать на живописном озере, которых по пути в столицу республики тьма-тьмущая: Сяксъярви, Кяснясенъярви, Ведлозеро… Кстати, окончание «ярви» переводится как «яма», это мы узнали от слкдующего нашего попутчика, который ехал в Петрозаводск. Да, мы все же решили не испытывать судьбу и если Петрозаводск, значит, сегодня ему быть. А еще он сказал, что окончание «ара» (Например, Воттоваара) означает «гора». На самом деле, когда едешь где-то и с кем-то, когда спрашиваешь у карелов базовые слова (типо «привет», «спасибо») практически многие не отвечают. Причины разные: у кого-то карельского не было даже в школе (это в Республике-то Карелия), кто-то услышал от коллег, кому-то жена корелка сказала. То есть для обычных карелов карельский – это даже не как для нас белорусский, а практически вымерший язык. Его знают только бабушки и их дочки и внучки. Современные карелы языка фактически не знают. В один момент даже грустно как-то стало.
На подъезде к почти трехсоттысячной столице Р.К. – Петрозаводску – решили все же найти уютный хостел и ночевать в нем, поскольку на завтра будет сложно выбираться из-под озера или дальней реки (что с одной стороны показалось и ошибкой). Нашли в Интернете хостел Кижи http://kizhi-petrozavodsk.ru/ и наш попутчик любезно согласился довезти до туда. Место на окраине города, около автостоянки, что внесло некоторый стрём к хостелу, но всё оказалось хорошо: приехали туда, всё забронено, места есть. Было почти 23 вечера и мы оперативно поужинали, я еще раз поздравила Иру (День Рождения-таки продолжается), мы были одни в 6-ти местном номере с телевизором, шикарней кухней, чистым санузлом. Улеглись, правда, часам к 2 …

Гирвас

Утро. Как оно прекрасно. В теплой постели …. Но нет, пора двигать дальше. Режим нон-стоп. Сегодня по плану беглый осмотр города и движение в сторону н.п. Гирвас. В столице к полудню двинулись на набережную (известное место Петрозаводска – залив Онеги),

побродили по ней, сделали много фото,

я загадала желание у «Дерева желаний»,

подразнили голубей, поболтали с местным сказочником Сергеем Иванычем, увидели свадьбу (ЗАГС у набережной), затем двинули в сторону остановки.

Здесь нам неожиданно повезло: мужичок на тойоте как раз ехал в сторону Гирваса, он, собственно, там и живет. Рассказал нам, что занимается заброской по окрестностям Карелии (не по всем, нужно уточнять, кому нужно – пишите, координаты остались), активничает, не сидит на месте. По приезде рассказал, что чем ночевать в лесу, когда основа наворачивается дождь, лучше на территории его дома-огорода (все-таки Гирвас- деревня).

Рассказал нам, как добраться до вулкана и реки Суны и мы двинули, перекусив перед этим .
16.00. Время терпит. Добраться до места также просто: от Петрозаводска по трассе Е105 на север до поворота на н.п. Гирвас, далее, двигая через деревню, на магазине свернуть, по левую сторону будут погреба и церквушка, проехать 2 км до моста, его точно не упустить из виду.

Мост представляет собой плотину ГЭС Суны с ее новом руслом.
Плотина – впечатляющее место. В принципе, как и все они. Мне импонируют: вода, шум, мощность.
Когда мы пришли, оказалось, что у Пальеозёрской (Гирвасской) ГЭС происходит как раз сейчас сброс воды (поднимают затвор плотины). А это значит, что нам очень повезло! Так бы смотрели на унылые сухие камни, а так наблюдали мощный выброс воды, образуемый вдали своеобразный водопад.

Чуть ниже плотины есть вулкан Гирвас. Да-да! Вулкану примерно 3 млрд лет, лет 70 назад приезжали геологи в те места и предположили, что миллиарды лет назад здесь была активная вулканическая деятельность, когда здесь были горы высотой более 6 километров. Однако горы были сглажены ледниками, которые длительное время «утюжили» эти территории, вулкан Гирвас не стал исключением.

Понятное дело, что он не такой масштабный, как Фудзияма или Гекла, но все же. Круто же побывать на вулкане, не посетив при этом, к примеру, Исландию. Не каждый день такое бывает.

Когда не происходит сброс, здесь спокойно гуляют люди, оставляя при этом свои следы …

Посидев аккуратно чуть дальше, у берега, и отведав местную лепешку с черничным вареньем, побрели «домой». Олег (который нас приютил) сказал, что завтра все же поедем на Воттоваару, что нас несказанно обрадовало. Позднее вкушали кашку с рыбкой, чай до 4% крепости, омовились в баньке, говорили про Польшу и взаимоотношения между людьми…. На сегодня день завершен.