Абхазия. Страна души. Часть 2.

Опубликовано: 682 дня назад (30 августа 2016)
Редактировалось: 2 раза — последний 30 августа 2016
Просмотров: 699
Голосов: 3
Продолжение

16.00. Подъехал седовласый старик на спринтере, куда мы все благополучно влезли за 2000 рр.

По пути ещё заехали в винную лавку, за хлебушком и арбузиком. Посетили местный питьевой источник и буквально через полчаса были у Ольгинского водопада.

Распрощались с водителем, предварительно договорились на 9 августа, чтобы он нас забрал. Отпустили с Богом и побрели по спуску к водопаду. Здесь нас ждал горячий милый, но гордый мальчик лет 15, около него стояла машина типо БМВ Х5 и он спокойным голосом сказал: «Вход 50 рр». Вроде сумма-то и маленькая, но было бы за что её отдавать. Мы начали спорить, заговорили о братстве народов, но парень был неприклонен. Через какое-то время состоялся подобного рода диалог:
– Вы будете проходить?
– Почему нельзя пройти бесплатно? – спросили мы.
– Мы делали настилы сами из дерева.
Началась не внятная полемика, в итоге мы отдали эти жалкие 50 рр и прошли к водопаду. Идти было и страшно, и интересно. Страшно потому, что кое-где настилы положили не очень ровно. Здесь раньше были доски, но, видимо, наводнение 3 августа затронуло и этот водопад.

Ребята решили искупнуться в ледяном водопаде, я лишь с опаской смотрела на это зрелище. Все думали, что он метров 20-25, как нам и описывали, но здесь не более 15.

Решили сделать привал в виде поедания арбуза, но противные русские туристы немножко подпортили нам полдник и мы всё же решили двинуть дальше.
18.00. Мы снова на дороге. За нами увязался пёс. Решили идти пока не найдем какую-нибудь полянку или дом, где можно переночевать. Когда идёшь по серпантину, такое чувство, что за каждым поворотом ты проходишь ещё километр и километр, а на самом деле это каких-то 20-30 метров.
Мы шли в гору, поэтому путь был особенно чувственным. Начинает темнеть, тучи всё сгущаются, но нас и милого пёсика это не останавливает.
И вот, за очередными скалами и поворотами виднеется лесок на пригорке. Время приближается к 20 часам, разбивать лагерь так довольно проблематично. Несколько человек пошли на разведку, дали зеленый свет и мы начали разбивать лагерь. У Димы и Андрея не получалось поставить хитрую палатку, пошли психи от усталости и безысходности… Донецкий парень Саша начал заниматься костром, я разложила вещи…Все были при деле.
Сварили макароны с тушёнкой, дали нашему Бобу-Джеку (так назвали нашего защитника) и вскоре улеглись.
Ночью я толком не спала. То собака рычала, то Рома ногой заденет котёл, что все проснуться…

6 августа. Меркхеул – Цыбельда – Джампальский мост – ущелье Холодная речка

Подъем был ранний.

Перекусили кашей. Но собраться нам не дали буйволы-бизоны. Они очень близко подошли к нашему лагерю. НО! У нас есть охранник! Этот маленький и худощавый пёс пару раз сказал своё резкое «гав» и подходы прекратились, стадо ушло мимо нас.

10.00. Мы на дороге. Мимо периодически ездят то российские, то абхазские УАЗики с туристами. Но их не очень много: утро всё же, многим лень…
На нашем пути оказался Барьяльский водопад. Он очень интересно выглядит. Несмотря на то, что многие водопады пересохли, в них всё же есть изюминка.

Сделали привал. Сегодня как-то особенно жарко. Но мы идём дальше.
На дороге становится всё невыносимее: палящее Солнце светит прямо в лицо, отчего кажется, что идти ещё труднее.
Решили застопить какую-нибудь машинку, но ничего, кроме УАЗиков с туристами не было. И тут на нашем пути попадается пустая газелька и водителю по пути. Забираемся в кузов, берём пугливого пса и мчимся!

Водитель довёз куда мог, дальше мы на своих двух.

По пути нам встречаются дары Абхазии: ежевика, орехи… Сергею ежевика особенно привлекательна: она в его тверских краях не растёт.
Замечаем небольшой источник с водой, но пить не рискнули. Лишь обмочили ножки да сфотографировались.

Кстати, здесь не жарко. По особому «тепло». Может, из-за того, что чуть ввысь поднялись, может, из-за расположения Солнца (сзади)…
По пути встречаем брошенные дома, заходи не хочу…
И инжир, правда, не зрелый пока что…

12.30. Проходим через вышку Сети, встречаем мальчиков-военных.
Заканчивается лес, и мы видим красоту. Красоту гор, виднеющихся вдали…

Даже ледник виден при очень сильном увеличении.

А мы всё идём. Идём и идём, периодически делая привалы, махая ручками туристам.
14.00.Добрались до села Захаровка. Даже УАЗики здесь сделали стоянку, чтобы запечатлеть прекрасный вид на своеобразное ущелье и вид на горы. Отсюда следует резкий спуск вниз в деревню.

Ещё чуть проходим и снова на пути нам попадается повозка с открытым кузовом, пустая. Мальчики её благополучно стопят и весь наш взвод отправляется в путь. Боб при этом бежит за нами вприпрыжку.

15.00. Вот и подъехали к селу Амткел. Здесь стоят внушительные здания вроде школы, естественно, разрушенные.

Водители посчитали нас россиянами (их в Апсны около 90% потока), но мы тут же их гордо поправили. Те начали интересоваться нашей жизнью, спрашивали о признании страны…
Вот мы проехали очередной водопад в надежде сюда вернуться. Довезли нас до Джампальского моста. Дальше идёт въезд в Кодорское ущелье, а ещё дальше верхнийКодор закрыт для посещения.
Около моста находится милая кафешка, решили сделать здесь привал.

Рома разговаривал с армянином, который в своё время учился в Орше….
Мне как-то поплохело, началась хандра и просто хотелось спать, но не удалось в итоге.
Под мостом течёт река Джампал. Холодная, как и все горные. Решили немного искупаться, отдохнуть, а позже двинуться по максимуму к пику нашего маршрута – высокогорному озеру Амткел.

Немножко навалявшись и насытившись, отправились в путь дорогу.
Ориентиром стало ущелье Холодной речки – мрачная рассщелина между двумя горами. В ущелье ведет проезжая дорога. Она проходит по некогда цветущей, а ныне заброшенной долине Када.

Нам нужно было пройти пару км до ущелья, а затем идет примерно получасовой подъем на гору по каменистой осыпи, и там недалеко само озеро Амткел. Мы смогли дойти только до ущелья Холодной речки, Дима устал сильно и громко ныл (при этом не забывая переводить стрелки на Леру), Шурик старший тоже бубнил много нехороших слов про мокрую тропу, крутые горы, дневную жару и вообще всем своим видом уже не одобрял идею добраться до горного озера). Поэтому, когда как только мы в самшитовом лесу увидели оборудованную столиками и лавочками полянку, вопрос с ночлегом был решен.
Здесь мы разбили лагерь, было уже 19 ч, но чувствовалось наступление тьмы.
Неспеша начали готовить ужин, спокойно сидели за столом и обсуждали дальнейшие планы, как вдруг мне почудились вдали фонарики. Вообще, когда происходит подобная ночёвка (ущелье, звуков нет, тьма кромешная) ненароком страшно.
Фонарики приближались. А за ними и звуки. Пару минут мы сидели и думали, кто же это мог быть и что делать. А вдруг местные к нам пришли? А вдруг бабай?
Рома взял на себя инициативу и пошёл на разведку. Из тьмы послышалось: «Добрый вечер! Не бойтесь!». И сразу как-то действительно стало легче. Наша полянка находилась на распутье двух дорог, люди пошли в обход. И были с сетями. Я поняла, что это как-то грустно и пошла спать. Уже на следующее утро Рома сказал, что у нас есть форель (8 штук) и, вероятно,это были браконьеры.

7 августа. Холодная речка – озеро Амткел

День обещал быть сложным: нам предстоял подъем.

Да не простой, а с вещами. Встали, просушили вещи (в ущелье было влажно), пожарили рыбёшку (была наивкуснейшая).

Здесь же решили сделать пару фото с майках «Абхазия». На память.

10.00. Не успели отойти от стоянки, как впереди препятствие – брод.

Я ещё сдуру сандалии не надела и без обуви по леденящей воде идти ад. Но мы справились. Буквально через 50 метров следующий брод. Здесь камни большие, если случайно поскользнуться, можно и ногу вывихнуть. Ну, ничего, и это препятствие пройдено.
И ещё через 50 метров третий (заключительный) брод.
В воде видны следы от УАЗиков. И после сводящего ноги брода небольшая стоянка, где разворачиваются машины. И тропинка. Дальше проезда нет. То есть все туристы, которые заказывают подобный тур, чешут в гору пешком. Для не ожидающего этого туриста такая новость была бы грустной.
Тропинка ведет нас к гигантской скальной осыпи. По камням прыгать здорово. Ещё и прохладно (ущелье-таки). Но вот тропинка ведет нас вверх. Буквально 10 минут подъема не слишком подготовленная часть команды в лице Димы и Саши начали говорить, что идти тяжеловато.

Тем более, что тропинки не видно. Серж пополз по скалам резко вверх, Рома побрёл искать тропинку. Через пару минут Рома вышел на нужный курс и крикнул в направлении. Но «змейки» следом не было. Пришлось ему спуститься в начало подъёма и понять, в чём же дело.. Но не всё было так просто. Дима просто не сказал, что будут горы, и человек был морально не готов.
Оказалось, что отстающая часть группы мельком оценив сложность предстоящего подъема, засомневалась в своей возможности подниматься дальше. Их сомнения укрепились, когда мимо Андрея пролетела каменная глыба размером с полметра неосторожно спущенная Лерой. В общем, решил Дима заканчивать с горами и добираться с Лерой на море. Компанию им составили два Саши. Наверное не зря: Дима еще тот раздолбай, пропадет в горах ненароком, потом ищи по всем аулам… И вот снова дилемма: как быть? Около часа мы рассматривали варианты и остановились на том, что настоящие туристы совершают полное поднятие вверх к Амткелу, а ленивые едут в Гульрипш и доживаются нас в условленном месте.

12.00. Мы разделились. Восхождение было сложным (для меня). Меня к тому же накрыла хандра, даже температура небольшая поднялось, а за плечами 7 кг к тому же.

Перекуры были частые и не на 5 минут. В итоге к 14 часам мы прошли скалы и добрались до верха, куда и вела дальше тропинка. Идти по ней около получаса, дальше следует развилка.

Спутник говорит, что одна дорожка, делая огромный 30-километровый крюк в обход оставшейся позади скальной осыпи, ведет к селу, а вторая буквально через 300 метров к озеру. И действительно, после некоторого времени почувствовалось озеро. Оно находится немного в низине. К 15 часам мы пришли к нему.

Озеро интересной формы. На пути к нему брёвна, которые нам говорят о том, что при сильном дожде уровень воды поднимается, старые деревья у берегов сносит, и, когда вода уходит вновь, брёвна прибивает к берегу.

Мы все подустали, поэтому парни решили искупнуться, поесть, разбить лагерь и отдыхать. Решение разумное. Мне искупнуться не удалось, так как было слишком глубоко (80 метров!!!) и очень холодно, что я не рискнула нырять. Вода была мутноватой.

Около озера был своеобразный катамаран и Серж предложил на нём прокатиться втроем.

При подходе к озеру Рома сказал, что к нему ползёт кто-то типо ужика или горной гадюки. Смотрит на него странно. Он отбил, конечно, его палкой, но всё же.
Мне как-то совсем поплохело, поэтому я выпила таблетку и решила прилечь в палатку, а за парнями была задача в виде обеда.
Провалялась я час, толком не спала из-за всяких шорохов и страхов. К этому времени (17 ч) почти был готов ужин, мы попили чай и к 20 ч разошлись «по норкам», тем более что уже стемнело.

Заснуть особо не могли, поэтому лежали и разговаривали. Накрапывал дождь. Парни предложили сыграть в картишки, мы их позвали к себе в палатку.
Я тем временем потела, что было хорошим знаком. Серж научил играть в нового дурака с заменой козыря. Это интересно. Параллельно рассказывал страшные истории на ночь. Дождь то капал, то прекращался. В итоге в 23 ч мы поддались морфею.
Ночью было страшно. Ещё в кафе в Сухум нам сказали, что при дожде уровень озера может подняться на 40 метров. И хоть мы были в 20 метрах от берега, было стрёмно. Но всё было хорошо.

8 августа. Озеро Амткел – Джампальский мост.

Снова проснувшись рано утром, мы обнаружили, что нас всё же не смыло дождём и всё здорово. Накрапывал дождь, но это не помешало нам сделать полноценный туристский завтрак из овсянки и залить чая в бутылки. Связи на здесь, как и вчера в ущелье, не было, поэтому связаться с группой нам не удалось.

Пока позавтракали, сделали фото, ещё раз искупнулись, стукнуло 11 часов и мы двинули дальше. Были мысли свернуть на Цыбельдинскую крепость, но мы понимали, что если не словимся в условленном месте с ребятами, будет очень плохо. Поэтому решили идти таким же макаром назад. Мне было легче, с утра парацетамольчика бахнула с надеждой на лучшее.
Спуск с горы занял у нас полчаса. В итоге в 13 ч мы снова были у нашей стоянки, перекусили вкуснейшей несвижской тушенкой, и в 15 ч были у Джампальского моста.

Решили всё же остановиться у этой кафешки, выпить вина…
Я не рискнула пить при мутном состоянии организма.
Мы решили вдарить по шашлычку и салатику. Хозяин кафешки меня обхаял, познакомился, угостил вкусным кофе.
А тем временем прошел час.
Постепенно подходили туристы и местные абхазцы и армяне…
В итоге один столик в лице армянина Аслана пригласил нас к своему для скрепления общения. В ход пошла чача и вопросы в мою сторону «чья это женщина?». Обстановка меня (трезвого человека) начала немного накалять. Да и время приближалось к 18 часам, нужно разбивать лагерь, а нам пока не до него…
Постепенно начали стекаться местные, начались политические разговоры. Я решили отойти с девушками-москвичками бальзаковского возраста в кустики, как через 5 минут меня обыскались. После была умопомрачительная лекция о том, что одна девушка на Кавказе не лишняя и ничейных девушек на Кавказе не бывает. Как-то это меня немного добило. Теперь свалить просто так мы уже не смогли. Время снова шло против нас. Местные заволновались о нашем ночлеге.
Видим стадо козлов. Это ведёт один из местных. Получилось даже оседлать козла и сделать пару фото.

20.00. Вахо и Омар (хозяева кафе) вновь спросили о ночлеге. Настояли на том, что около остановки или у реки можно поставить палатку, и нужно это сделать сейчас. Мы выбрали первый вариант. Начали сгружать вещи, как вдруг слышу в 20 метрах 3 выстрела. Дрогнуло сердце. Рядом был Серж и успокоил. У Аслана был ствол, но стрелял он холостыми.
Местные с деревни уже разъехались, но сказали, что вновь приедут. Рома меня очень сильно напугал, что приедут местные и тут будет пир на весь мир, нужно быть максимально рядом.

Поставили нашу палатку. Серж с Андреем не спешили. Им захотелось поставить её в кромешной тьме после.
21.00. Сидим и ждём местных. Приехали двое. Мне и одному старожилу деревни (Лёне) сделали кофе. Он начал задвигать про то, что мусор в горах надо убирать, что он, когда ходит в горы постоянно приносит мешок с мусором. Мы говорим, что не мусорили, но ему все туристы на одно лицо и он продолжает о своём. Наверное, в чем-то он прав: видимо, хватает свиней среди туристов. Говорили о политике. В какой-то момент Лёня переключился на рюкзак Сержа, мол, большой, мне и нужен такой, давай поменяю на свой на один день. Серж был не против, Серж показал свой нож, красивый кинжал. Горцы оценили.
Я поняла, что оравы местных не будет (как предполагал Рома), я поняла, что нужно спать и мы удалились. Через некоторое время пришли мальчики и стали в тьме ставить палатку. На завтра мы узнали, что у Андрея батарейки сели в фонарике, а Сергей обменял свой фонарик на 100 рр.
Ночевать за остановкой, где периодически ночью ездят миротворцы было очень стремно. Я спала на своём паспорте, деньгах и ключах. Радует то, что спала крепким сном. Мы положились на горцев, не повели себя плохо, нас не тронули. Хотя могли бы, было за что…

9 августа. Возвращение. Джампальский мост – Гульрипш

Ещё толком не проснувшись, я поняла, что очень хочу есть. Сварили гороховый суп, да отправились дальше, в путь дорогу. Андрею было особенно тяжело после шестидесятиградусной чачи. Хороняка.
Мы шли, шли по дороге, увидели поворот на село Шакур, где, предположительно, были Шакуранские водопады. Но встретили местную жительницу и она сказала, что он пересох.

Мы снова идём. Только уже набрали воды в колодце. У меня начало сильно болеть плечо, а подходящей повозки как на зло не было. Если добрели до Цыбала.
12.00 Тем временем, мне кто-то звонит, что очень странно. Это оказался Дима. Спросил где мы, всё ли в силе, но обмолвился, что сейчас они в Сухум, а не в Гульрипш. Подробности обещали быть после.
Где стоит вышка зашли в дом, спросили, есть ли у кого машина. Хозяин позвонил знакомому Алику и сказал, что тот от Цыбала до Гульрипша довезет за 3000 с четверых. Как-то дороговато оказалось сразу, но мы сторговали до 2500 и уже через 15 минут тряслись в хлюпком уазике. Как здорово ехать! Лучше плохо ехать, чем хорошо идти. Иногда я очень сильно придерживаюсь этой фразы.

13.30. Мы в Гульрипш. Здесь нам надо пригород Агудзера, спортивный комплекс в парке у моря.

Наше такси прямо туда нас и привезло. Расплатившись, начали искать. Буквально в 50 метрах от моря находится спорткомплекс, но администрации не было на месте. Ждали-ждали, пока я не заснула…

15.00. Разбудил Рома с просьбой о телефоне. Он нашёл номер девушки, с которой списывался и позвонил ей. Она сказала связаться через охранника, но его не было. Он после пришёл, показал нам наши номера. Это что-то с чем-то.
Помылись! Ура! Мне слишком хотелось на море, поэтому я и Серж на часик побрели туда, парней оставили за главных.

17.00.Рома сказал, что приезжал Саша, они ночевали здесь, как только вернулись с гор. Но в одну из ночей прошел тропический дождик, палатку немного смыло, поэтому они решили вновь вернуться в Сухум, к той хозяйке, где ночевали первую ночь. Вторая часть компании сказала, что жить они будут до конца трипа там, но если мы захотим съездить куда-либо, нужно телеграфировать.
Минус нашего «хостела» был в том, что кухни здесь как таковой для нас не было. Здесь готовят для спортсменов, которые приезжают на игры. Есть плитка на коридоре, холодильник там же. В общем, в плане питания не весело вовсе.

18.00. Решили пройтись по набережной, покушать, и почувствовать вечернее море. Здесь здорово! Людей мало, кто-то принёс пару брёвен и палит костёр… Вдали виднеются огни набережной Сухума. Господи, как же хорошо!
Вкусили в прибрежном кафе хачапура с чаем, искупнулись, да решили погулять по ночному Гульрипшу. Забрели в аптеку, зашли в магазин, купили вкуснейший лимонад…
Вечером к нам в номер залетели клопы и сидели на лампе, но нас не трогали. А вообще они больно кусаются…
Так и закончился ещё один день нашего путешествия.

Продолжение следует...
Абхазия. Страна души. Часть 1. | Абхазия. Страна души. Часть 3.