Наверх

Большой северный поход, или из Европы в Азию - на байдарке. Часть 4

Опубликовано: 17 дней назад (10 февраля 2018)
Рубрика: Без рубрики
Редактировалось: 2 раза — последний 16 февраля 2018
Просмотров: 63
+1
Голосов: 1

1 августа. Широка река

Проснулись от комаров которые к утру немного ожили от дыма спиралей. Приготовили еду на горелке, обнаружили что вещи так и не высохли. Решили растопить печку и просушить недосушенное. Так наше утро затянулось до полудня.
Около часа стапли собираться на воду, спустили и стали грузить лодки. прямо в этот момент нас догнали ростовчане, которые взяли курс на нашу избушку. Ребята планировали стать на обед. В итоге мы обменялись рыбными блюдами (у нас оставалось немного печеной рыбы, у них - маринованой), прпробовали ростовской колбасы и запали раостовским же спиртом.
Ниже егерской избы река становится еще шире, метров семьсот-восемьсот. Плесы становятся длинныеми - до горизонта, появляются острова.







В одном месте на берегу курился дымок. сразу подумакли что кто то не затушил костер , причалили залить. Огонь оказался глубоко под землей - горел торф. поняли что тушить бесполезно, погребли дальше.



В одной из бухточек видели уютный рыбачий домик с лужайкой. Все чаще попадаются моторки и рыболовецкие сети - здесь начинаются угодья катравозского рыбпромхоза.
Сплавляться решили до места отмеченного на картах как "Изба Норопол". В район этой избы Собь разлилась больше чем на километр. Большинство байдарочников идут в основное русло, мы же пошли в "узкий", метров триста шириной правый проход. Ориентир развилки - высокий берег на котором стоят падающие в воду березы. Прошли по протоке около километров, увидели избу. Изба Норопол оказалась неприветливой - грязный подход с воды, много комаров, трава по пояс , закрытая на замок дверь. Поэтому решили вернуться на полкилометра вверх и встать на красивом песчанном пляже. До Норопола такие пляжи редкость, после становятся в порядке вещей.







Пока разбирали вещи и ставили палатку Юра завалил в тундре несколько пихт. Из них получились хорошие дрова и вечер мы провели у теплого костра. И комаров на этой стоянке меньше чем везде!






2 августа. Праздный отдых на пляже.

Эту заслуженную резервную дневку мы провели на пляже вблизи устья Соби. Маршрут почти пройден и можно расслабится! Весь день мылись-стирались, играли в карты, гуляли по тундре, знакомились с проплывающими рыбаками. Алина решила покидать спининг и добыла несколько крупных щук на ужин. Щук запекли на углях, сделав из них своеобразный кулинарный шедевр...


















3-го августа. Море-Собь. Радушный прием и теплый ночлег.

16 плследних км растянулись на 7 часов. скорость движения - 2 км/час, легкий встречный вечерок и ширина реки около 2 км. По широким разливам Соби тянулись как черепахи.







Основные ориентиры - место , которое местные называют "глыба" (примерно 5 км), и ледник - специальный сарай в котрый зимой загружают лед и летом хранят рыбу. Тут же, рядом - теплоход на якорной стоянке.





Где то напротив ледника в березовой роще есть старое ненецкое кладбище, на котром людей хоронили над землей, а не под землей. К сожалению мы о нем не знали и проплыли мимо.
Катравож виден примерно за 6 км - над поселком возвышаются 3 вышик (мобильные операторы и телевизионная). Срезать дорогу и подойти к поселку через сор не получится - летом сор превращается в непроходимый заболоченный луг.







В поселке у пристани уже стоял наш теплоход "Фарман Салманов". Ночевать лучше в лесочке в конце залива в самом начале поселка. мы этот момент прозевали, и зашли в бухточку за портом, в конце Катровожа. там стать почти негде - в конце бухты болото и много комарья, на правом берегу - новое "русское" кладбище. Вобщем пришлось причаливать к берегу прямо в поселке, там где местные держат лодки.
Не успели поставить палатки как к нам подошел местный житель, и пригласил в гости. Артем натопил баню и предложил переночевать в комнате своего сына, который ушел на ночную рыбалку.
Мы не могли отказаться и очень балгодарны этому человеку. Вечер мы провели чистыми, много разговаривали о жизни ненцев, смотрели фотоальбомы...и даже телевизор. Спать легли очень поздно.

4-го августа. Прибытие в Салехард.

Утро началось рано, т.к нужно было успеть к 8:00 на катер. Легонько позавтракали и отправились на пристань. Артем дал ключи от своей машины, и мы смогли перевезти все наши вещи прямо к теплоходу, потом Юра отогнал машину на стоянку.



Катер "Фарман Салманов" оказался внушительных размеров теплоходом, гораздо больше всех тех теплоходов которые можно встретить в Беларуси. На катере были два просторных пассажирских салона с окнами, откидными креслами и телевизорами, открытая задняя палуба и даже кафетерий. Предъявив билеты и разместив багаж мы отправились на заднюю палубу. любоваться обскими просторами. Тут же встретили туристов из Ростова, угощавших нас тайменем.



Полюбоваться пейзажами особо не удалось - усилившийся ветер пригнал дым лесных пожаров и берега Оби исчезли в сизой дымке. Теплоход наощупь пробирался в тумане по знакомому форватеру.



Ширина Оби в низовьях - 4-5 километров, противоположный берег реки виден где то далеко на горизонте, однако в русле много интересных островов.
По реке туда-сюда шастают теплоходы, в основном это буксиры с баржами и нефтеналивные танкеры. Но есть и пассажирское сообщение - на подходе к Салехарду нас обогнал скоростной "Метеор" обслуживающий линию Шурышкары-Мужи-Салехард. Если наш катер прохродит расстояние в 45 км за 2,5 часа то метеор за это время проходит растояние в два раза большее. В порту Салехарда есть еще один пассажирский теплоход - "Механик Калашников". Он в два раза больше "Фармана Салманова", имеет несколько палуб и совершает рейсы в поселки Обской губы.
Через положенные 2,5 часа наш катер вошел в устье реки Полуй, где находится речной вокзал Салехарда. Здание вокзала - новое и красивое, с балкона второго этажа открываются красивые виды на Обь и Салехард.








Позвонили владельцу квартиры, которую мы зарезервировали на Букинге и столкнулись с большим кидаловом - нашу квартиру кто то снял. Стали искать другие варианты размещения, это оказалось очень сложно - было такое чувство что все что сдается в Салехарде либо дорого, либо кем то занято. В итоге после трех часов дозвонов мы нашли однушку в самом центре Салехарда, которая освобождалась после 16:00. За два дня отдали 100 долларов.
Был у нас и запасной вариант размещения - Юра оставил заявку на Каучсерфинге и на нее отозвался молодой парень по имени Руслан. Но так как мы все же уже нашли жилье, решили не смущать Руслана своим присутствием , а просто пригласили его выступить гидом по городу.
До квартиры ехали на автобусе, и были довольно удивлены увидев, что Салехард это современный красивый город с большим количеством домов, покрашенных в яркие цвета. Дома за полярным кругом строят на сваях, т.к. повсюду вечная мерзлота и неустойчивые грунты. В городе есть и другие дома - ветхие двухэтажные бараки советских времен (тоже, кстати, на сваях), но их постепенно сносят а людей переселяют в красивые новостройки.





Дом где мы сняли квартиру оказался такой же красивой новостройкой в центре. Квартира была неплохой в плане комфорта, но довольно обшарпанной (видимо как гостиницу ее эксплуатируют с самой постройки). Хозяин заключил договор и дал ключи , обещал прислать уборщицу (которая так к нам и не доехала). пришлось самим мыть посуду за предыдущим постояльцем.
С прогулками по Поселку на мысу (так переводится Салехард с ненецкого) решили повременить, а решили сообразить торжественный обедоужин посвященный нашему финишу. В качестве гостя позвали Руслана.



Под коньячок и вкусную ушицу незаметно прошел вечер и наступила ночь. Уже в сумерках вышли в город, но город как назло затянуло дымом, дул пронзительный ветер. Вместо прогулки на свежем воздухе решили посетить ночной клуб.
В клуб не попали - Рома и Юра не прошли дресс-код. С этим у них все так же как и в Гомеле, наши представления о том что суровые северные мужики вваливаются в ночные клубы в ватниках и с медведями разбились о реалии современной салехардской жизни.
Руслан рассказывал про жизнь на севере, про зарплаты, культуру, досуг. Рассказал что Салехард это своеобразный ямальский "Лас-Вегас", город чиновников и "белых воротничков", с большими зарплатами и ценами в разы превышающие московские. Город, где тратятся деньги, заработанные от продажи нефти и газа. За разговорами незаметно наступило утро.

5 агуста. Недоброе утро. Остров Салехард.

Проснулись в 10 утра. Сразу насторожило недоброе завывание ветра за окном. С ночи он явно усилился. Еще больше насторожило то, что ветер сорвал гигантский рекламный баннер на нашем доме. Дополнила картину бабулька, которую ветер повалил на землю и покатил по асфальтовой дорожке. Метров через пять бабулька бодро подхватилась, и как ни в чем не бывало, пошла по своим делам. Такая вот суровая северная бабулька.
Вышли на прогулку под бодрый дождик. Предстоял общширный маршрут - все достопримечательности находились в разных частях города. Сначала отправились в старый город, смотреть Обдорский острог. Это реконструированная деревянная крепость старого Салехарда, или Обдорска, как он назывался по-русски. Острог не очень впечатлил - чем то напомнил реконструированный Мозырский замок.






Затем решили побывать на мосту "Факел", который раскинулся над рекой Шайтанка и соединил два района Салехарда. По пути решили взглянуть на мечеть - ка ни странно звучит, но в Салехарде очень много мусульман (осевшие здесь татары, и гастарбайтеры из Средней Азии). Сократить путь решили по частному сектору и поняли, что за парадной вывеской существует и "другой Салехард" - с убогими деревянными бараками, покривившимися избами, в которых тоже живут люди. Вышли на берег Оби - тут ветер набрал силы. Алинин дождевик порвало в клочья. Идти против ветра было оченьт нелегко, ветер пронизывал холодом.
Вернулись в центр города, решили зайти в туристско-информационный центр. Он оказался закрытым (ворскресенье), зато рядом работал музей резьбы по рогу и сувенирная лавка. Решили зайти погреться и посмотреть сувениры. Потом Юра с Наташей собирались на мост "Факел" и местный рынок "Ямал" (где продают местную диковинную еду - ягоды, оленину, копченую рыбу благородных кровей и т.п.), Рома с Алиной не смотря на погоду планировали обойти все по максисуму и побывать на "Мертвой дороге" и "Полярном круге". Наши планы поменял Денис - случайный посетитель сувенирной лавки.
Денис - позитивный общительный мужчина уже довольно долго живущий на севере. Обратил внимание на нас, так как все цены мы переводили в доллары. Узнав, что завтра мы уезжаем, предупредил, что паромная переправа на Лабытнанги завтра из за шторма может не работать и нужно уехать сегодня. Добавила тревоги другая посетительница сувенирной лавки - она сказала что ехать уже бесполезно, паромы с самого утра не ходят. И тут мы поняли почему Салехард местные называют островом...
Денис, узнав чтомы хотим посмотреть все места в Салехарде рпредложил воспользоваться его машиной. Денег брать не стал, а просто сказал что свозит нас везде, где мы хотим побывать и покажет еще пару интересных мест. Сказал, чтобы за паром не беспокоились - если он завтра не пойдет, то ничего с этим мы уже не поделаем. Обещал найти всем работу если мы задержимся в Салехарде больше чем на три дня...такой вот веселый балагур!
Сначала мы поехали на мост "Факел" и сфотографировались с оленем - символом Салехарда.



Дождь усиливался, и если Рома, Юра и Алина бегали и осматривали каждый памятник, то Наташа сидела в машине и слушала рассказы Дениса. Побывали на на "Мертовой дороге", и на стелле "Полярный круг".
Считается, что Салехард - единственный в мире крупный город, разделенный полярный кругом на две части. В советское время доходило даже до того, что в разных районах города зарплаты были разные - те кому повезло жить и работать севернее 66-й параллели получали большую надбавку. Особо не повезло тем кто жил в северных, а работал в южных районах города - надбавка им была не положена.
Было все так до конца 80-х, когда ученые провели измерения и узнали, что линия 66-й параллели до этого была установлена неправильно. Когда "полярный круг" провели по новому, памятную стелу вынесли на объездную дорогу, а права "северян" и "южан" уравняли.



Побывали и на "мертвой дороге" - заброшенной Полярно-Сибирской магистрали, коротая должна была связать Москву и Норильск. Строили ее зэки ГУЛАГА, многие из них навсегда остались в вечной мерзлоте. Местные оленеводы обходят эту дорогу стороной и никогда не останавливаются возле нее на ночь - говорят что ночью на дороге можно встретить призраков. Особенно жуткое место находится на месте женского лагеря ГУЛАГА - почти все его обитательницы погибли пр строительстве от холода и голода. По ночам оленеводы здесь слышат женские крики и детский плач, а ненецкий шаман увидел здесь столько призраков неупокоенных душ, что отказался делать обряд изгнания.



Сейчас начало "мертвой дороги" отмечено паровозом, который отреставрировали и установили на постамент. Паровоз пришел сюда своим ходом - во времена ПолярСиба поезда ходили в Салехард по железнодорожной ветке проложенной по льду Оби.
Посетили еще один монумент - "Полярное сияние", он расположен в аэропорту Салехарда. Затем отправились на паром, чтобы убедится что он действительно не ходит.



О том что нам придется ждать с моря (точнее, с реки) погоды гласил бумажный листок. На листке ручкой было написано что "Паром не работает по метеоусловиям, ветер 24 м/с, шторм".



Силу ветра почувствовали когда поднялись на монумент "Мамонт", который возвышается над переправой. Казалось что дует на 24 м/с а минимум в два раза сильнее. По Оби катились огромные двухметровые волны.




В общем есть шанс что домой мы не попадем. Поэтому Денис снова предлагает экскурсию , на этот раз по пригородам. Проехав мимо поселка "Удача" (в этом отдаленном районе Салехарда самое недорогое жилье) по шоссе ведущем через тундру отправляемся в Горнокнязевск - аналог белорусских "Дудуток", старинное хантыйское село, где можно познакомится с бытом оленеводов. По пути осматриваем резиденцию губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа (не хуже чем у нашего президента!) и заброшенную радиолокационную станцию спутниковой связи.



Так, благодаря Денису мы осматриваем все, что можно осмотреть в Салехарде. Приглашаем его к себе в гости, он соглашается. По пути заезжаем к нему домой, он угощает на северным чаем и вкусным вареньем. Еще одна остановка - у ларька мясокомбината. Здесь закупаемся вкусной оленьей колбасой и консервами местного рыбозавода.
И снова вечер за столом с интересным собеседником. Много узнали о том, как это переехать на север, остаться здесь жить, работать... Зарплаты более чем приличные, но очень дорогое жилье и коммуналка. Например за однушку в доме барачного типа нужно отдать около 40000 долларов. Дешевое такси, т.к такое чувство что таксуют здесь все. Но если вдруг ты в беде, то подвезут бесплатно. Тут, на севере все именно так - все друг другу помогают, т.к знают что однажды вы не поможешь ты - завтра не помогут тебе. А без помощи иногда можно и преставиться..
Вечером шторм не стихает , а мы названиваем на справочную парома. Когда сообщают , что до утра точно паром не пойдет, решаем сходить в кино на "Темную башню". Кино в Салехарде стоит 300 рублей - немногим дороже чем у нас.

Потом была мрачная, беспокойная короткая ночь...



Утром Алина будит радостной новостью - в 3:00 через Обь прошел первый паром. Значит есть шанс выбраться с острова Салехард. Звоним Денису , который согласился подвезти нас до переправы. Загружаем все вещи (а их немало) в его небольшой Фольксваген-Поло, и мчимся на паром. Уже на месте узнаем что паромы ходят, и один из них уже стоит под парами и готовится к отправке. Быстро грузимся на паром, прощаемся с Денисом.
Салехард прощается с нами "Мамонтом", на горизонте - башенные краны порта Лабытнанги, куда лежит наш путь...

6-8 августа. Дорога домой.

Дорога домой была долгой и не богатой на события. Поэтому мы не будем предаваться описаниям, а лишь перечислим транспортные средства, которые доставили нас в Гомель.
1. Фольксваген-Поло Дениса, который подвез нас на паром в Лабытнанги
2. Буксир "Пудож", который тащил наш паром через Обь







3. Старенькая "Волга" с большим багажником на крыше и добрым таксистом, который согласился увезти нас на вокзал Лабытнанги со всеми нашими пожитками за одну ходку и 500 рублей





4. Поезд Лабытнанги-Москва (нефирменный), убитый насмерть вагон в котором мы два дня играли в "Дурака". К конку пути от карт уже тошнило всех, но не Алину...
5. Метро кольцевой линии от "Комсомольской" до "Киевской"
6. Поезд "Москва-Брянск", суперкомфортный вагон в быстром поезде за смешные 600 руб с человека. После убитого поезда на Лабытнанги брянский экспресс показался космическим кораблем...
7. Дизель-поезд Брянск-Унеча, старенький "тузик" который все еще работает на некоторых участках РЖД





8. Такой же "тузик" из Унечи в Новозыбков...
9. Автобус "Курск-Гомель". Когда ждали его на вокзале в Новозыбкове переживали что придет маршрутка и не хватит места для багажа. подошли к таксистам, те заломили до Гомеля 1600 руб. В результате опасения не оправдались и все наши вещи пометились в багажном отсеке нового автобуса марки "Неман" Лидского автозавода...всего за 225 руб с человека.
10. Троллейбус №16 от вокзала до "Мельникова луга".
Большой северный поход, или из Европы в Азию - на байдарке. Часть 3 | Прогулки в окрестностях Минска: Налибокская пуща и заброшенный санаторий
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!