Наверх

Августовский канал -2013: из ляхов в варяги

Опубликовано: 1685 дней назад (29 мая 2013)
Рубрика: Без рубрики
Редактировалось: 1 раз — 30 мая 2013
Просмотров: 2171
+3
Голосов: 3
Из ляхов в варяги...

Очередная поездка Клуба путешествий Гомельского отдела Белорусского географического общества состоялась на этих выходных. Мы остались верны выбранной тематике поездок и продолжили изучать наследие гидростроителей, соединивших на территории нашей страны бассейны великих рек судоходными каналами. Один из таких каналов ожидал нас на крайнем западе Беларуси - в окрестностях Гродно. В отличии от других своих собратьев он не пересекает водораздел Черного и Балтийского морей, а соединяет реки Балтийского бассейна - Неман и Вислу. Как вы уже догадались речь идет об Августовском канале.



Этот канал - выдающийся объект гидротехнической архитектуры 1-й половины XIX в, соединивший реку Вислу с Неманом. Его длина составляет 102,8 км. В мире существует только два аналога этого водного пути: в Швеции — Gota и в Великобритании — Kalendonski. Территория, прилегающая к каналу, привлекательна и создает благоприятные условия для развития международного туризма и организации зоны отдыха, а также широкомасштабного туристического комплекса. В 2008 г. ЮНЕСКО рассмотрит представленные Беларусью и Польшей материалы о включении Августовского канала в Список всемирного культурного и природного наследия человечества.



Идея строительства канала связана с экономическими проблемами Королевства Польского, входившего в состав Российской империи. В 1821–1825 гг. берлинское правительство ввело высокие таможенные пошлины за транзит товаров Российской империи, что препятствовало доставке сельскохозяйственной продукции в балтийские порты. Инициатором строительства Августовского канала в обход границ Пруссии был министр финансов Королевства Польского Франтишек Друцкий-Любецкий. Автор проекта инженер-подполковник Игнатий Прандзинский, исполнитель генерал Ян Малецкий. Проект предусматривал новый водный путь через приток Вислы р. Нетту, которая впадает в р. Бебжу, а затем благодаря искусственным каналам с системой шлюзов через озера Августовской пущи выйти к р. Чорная Ганьча, которая и соединит его с Неманом. Суть идеи базировалась на создании большей окружной водной артерии, которая обходила бы границы Пруссии, приводя к разорению богатевшие на тор-говле прусские города Гданьск, Кенигсберг, Эльблонг, Клайпеда. План этот как средство нажима на Пруссию сыграл свою роль. В 1825 г. прусские таможенные сборы имели лишь символическое значение. Несмотря на это, Августовский канал был построен и соответствовал достижениям европейской цивилизации.



В этот раз на канал отправилась дружная группа путешественников, состоявшая в основном из студентов гомельского геофака. В этот раз привычный состав из четверокурсноков - экологов усилился группой студентов третьего курса. "Старую гвардию" представляли Александр Соколов, Слава Бибяев и автор этого небезинтересного поста.

Не смотря на растояние в 600 км, разделившее Гомель и Гродно дорога пролетела незаметно, и в 6 утра вся группа высадилась на перрон гродненского вокзала.



Утренний аппетит у экологов всегда на высоте, и поэтому первым объектом нашего посещения стала закусочная "Колобок". К сожалению к шести утра из еды в "Колобке" остался лишь салат из морковки по-корейски.



Вторым объектом привлекшим внимание, стала железная дорога на 2 колеи - широкую, для белорусских поездов, и узкую, для польских электричек



К семи утра подъехал заказной микроавтобус, забрал нашу группу и увез в сторону польско-литовской границы. В отличие от других участков польской границы, зона Августовского канала объявлена туристским регионом, и ширина погрпанзоны здесь сокращена до пределов пограничной полосы - можно находится без паспортов.

По красивым пейзажам Гродненской возвышенности микроавтобус отвез нас к мосту через реку Осташанка у деревни Немново. Осташанка - одна из малых рек, питающих Августовский канал, по ней проходит водный туристский маршрут "Августовское колечко" - стартовав у моста, можно по быстротоку спустится в Неман, а зетем по системе шлюзов снова поднятся к истокам Остошанки - снова к мосту.

Все маршруты на Августовском хорошо отмаркированы, есть много аншлагов и указателей - мы были приятно удивлены. Наш маршрут - №405 - через Немновскую ГЭС и шлюз-регулятор Куркуль к шлюзу Немново.



По дороге проходим лагерь туристов-водников - сегодня у них на Остошанке соревнования по слалому.



Создается впечатление , что этой весной мы первые путешественники на 405-м маршруте...



По высокой траве добираемся к Немновской мини-гэс



На Остошанке бурлят локальные порожки...



Следом открывается вид на шлюз-регулятор Куркуль - здесь останавливаемся для осмотра и перекуса



К нам подошел собачко Федя - главный смотритель канала...



И проводил нас дальше - к четырехкамерному шлюзу Немново -крупнейшему на канале



Шлюз Августовского канала «Немново» расположен на 102-м километре канала. Он же является и самым большим на протяжении всей водной артерии, включая ее польскую часть.

Изначально судоходный шлюз проектировался Игнатием Прондзинским двухкамерным, а строился под непосредственным руководством подполковника Яна Павла Левеля. Имя последнего было даже увековечено на таблице, прикрепленной к стене шлюза, который к 1833 году обзавелся третьей камерой. В 1989 году она стала экспонатом частного музея, но в 2006-м вновь заняла почетное свое место. Швейцарские гости Августовского канала с удивлением открывают для себя новые страницы из жизни этого представителя известного шляхетского рода, который им до сих пор был знаком как главный инженер кантона Берн.

В ходе современной реконструкции пришлось достроить еще одну, четвертую камеру. Всему виной работы по добыче гравия из русла Немана, проводившиеся в 70-е годы минувшего века. Из-за них образовалась так называемая Дмисевичская затока, а уровень воды в межень в реке понизился, по оценкам специалистов, как минимум на 1,5 метра.

Металлические ворота для шлюзов делали на Волковысском заводе литейного оборудования. Вес каждой конструкции составляет шесть тонн. Да и деревянные ворота не уступают: они объемные, с металлическими элементами, в ширину - четыре метра, в высоту - шесть. Вес каждого изделия доходит до двух тонн.

Именно камеры шлюза «Немново» демонстрируют всю мощь гидротехнического сооружения под названием «Августовский канал». Перепад в уровне воды здесь составляет около 10 метров, и шлюзование занимает около часа.

Через канал здесь можно перейти по разводному мосту.

В стены канала вмонтированы специальные кольца с цепями для фиксирования в шлюзе плавсредств. Сами деревянные ворота оснащены громадными рычагами для их закрытия и открытия вручную. Внизу ворот находятся небольшие отверстия для наполнения шлюза водой, после которого открываются ворота.

Несмотря на то, что шлюз подвергся очень серьезной реконструкции - он был полуразрушен - следов реконструкции (в виде современных материалов и продуктов технического прогресса) почти не видно: все было сделано с особым тщанием. Реставраторы использовали все возможности для того, чтобы воссоздать канал в первозданном виде.







Рядом со шлюзом открыт домик смотрителя. Он был построен в 1830 году и обновлен в ходе реконструкции канала в период 1902-1906 годов. Домик рассчитан на 10 мест. В нем имеется необходимая мебель, газовая плита, посуда. За Br100 тысяч рублей в сутки здесь либо еще в двух таких же домиках на других шлюзах можно остаться переночевать. Но надо учитывать: телевизора здесь нет, «удобства» во дворе, а ближайший населенный пункт с магазином не близко.



Сфотографировавшись на фоне шлюза, отправились в музей Августовского канала. Это небольшой частный музей, созданный на энтузиазме местных жителей, сохранивших старые элементы шлюза, выброшенные на свалку во время реконструкции. Помимо деталей шлюза местные энтузиасты собрали богатую коллекцию исторических документов о канале - старые карты, фото, вырезки из газет, документацию смотрителя шлюза. Создан музей потомками бывших работников шлюза - поэтому среди документов можжно найти бумаги 19 века. Кроме вещей, имевших отношение к истории канала, смотрительница музея собрала большую коллекцию вещей народного быта начала 20 века.









Вся коллекция не смогла разместится в доме смотрителя - часть экспонатов размещена в специально оборудованном сарае. Есть здесь документы и времен панской Польши, и фашистской Германии (при немцах канал работал "на полную")

..








Хозяйка-смотрительница музея оказалась очень приятной женщиной, нашей землячкой из под Светлогорска. Так случилось что судьба занесла ее в эти края и она вышла замуж за одного из потомков смотрителя канала. Посещение музея бесплатное, но дабы соблюсти все приличия мы все-таки оставили хозяйке в благодарность за экскурсию небольшую сумму денег.

Далее мы двинулись вдоль канала в сторону следующего шлюза - Домбровки. Ложе канала здесь искуственно выкапанное, прямое как стрела. Вдоль канала идет грунтовая дорога. Через канал переброшено несколько современных мостов построенных уже после реконструкции в начале 21-го века.







Начал накрапывать дождик, который резко усиливался. Пришлось спрятатся от дождя в магазине д.Соничи. Тут мы докупили продуктов и уже под почти проливным дождем направились к шлюзу Домбровка. От Немново до Домбровки - 10 километров.



У Домбровки мы спрятались от дождя под импровизированным навесом



Как только додждь поутих, стали осматривать окрестности. Домбровка - популярнейшая у ггродгненчан зона отдыха, и даже не смотря на дождь, здесь весьма многолюдно - приезжают экскурсии, по каналу ходит теплоход Неман. Сам шлюз очень красивый, с разводным мостом и впечатляет не меньше Немнова. На острове у шлюза за плату можно арендовать беседку с мангалом - 3 часа отдыха обойдутся в 120 000 руб., каждый последующий -10 000 руб, домик смотрителя - 400 000 руб в сутки, катание на теплоходе - 40 000 руб в час. Кататься на теплоходе не стали - погода не шептала. Зато вдоволь насладились местными красотами.

















От шлюза Домбровка начинаются несколько промаркированных пеших и велосипедных маршрутов. Маршрут №408 ведет к ДОТам 68-го городненского укрепрайона Линии Молотова. Также проложен маршрут "экологический" (зеленый маркер) и "августовский" (синий маркер).





Ставить палатки в зоне отдыха Домбровка запрещено, но можно расположится в специально отведенном месте, отмеченном на карте. Вдлоль экологического маршрута мы отправились на поиски вышеуказанного места.

По пути нам встретилось несколько ДОТов 68-го укрепрайона.



Когда территория Западной Белоруссии стала частью Советского Союза и государственная граница переместилась к западу, на новых рубежах под чутким руководством генерала Дмитрия Карбышева спешно принялись возводить линию укреплений, получившую неофициальное название «Линии Молотова».

В районе Августовского канала в 1940-1941 годах строился 68-й Гродненский укрепрайон. К началу войны строительство не было закончено, однако 22 июня 1941 года доты приняли на себя удар вражеских войск. Ожесточенные бои шли здесь до 26 июня.

Гродненский укрепрайон был наиболее мощный из всех возводившихся: по фронту в 80 километрах от Немана восточнее Сопоцкина и до города Гонендза планировалось построить 606 дотов. Глубина обороны должна была составлять 5-6 километров.

В процессе подготовки строительства укрепрайона отмечалось, что линия самой границы хоть и выгодна в тактическом отношении, но является невыгодным рубежом для обороны. В большинстве - это условная линия, проходящая через леса, перелески, мелкие речки и канавы. На своем протяжении она дважды пересекала систему Августовского канала, причем шлюзы, обеспечивающие спуск воды из Августовских озер в восточную часть канала, проходящую перед передним краем укрепрайона, находились в руках немцев. Это мешало полноценно использовать канал для заболачивания (рассматривался и такой вариант!).

На 1 июня 1941 года в нем было построено 165 сооружений (в Сопоцкинском узле - 67). Слабым местом в системе обороны этого укрепрайона, как указывалось в докладе Военного совета округа наркому обороны, являлся открытый правый фланг на участке р. Неман - Соничи.

Увы, многие ДОТы в день начала войны оказались пустыми - сказался некомплект воинских частей, призванных защищать укрепрайоны, да и наступление немцев было ошеломительно быстрым - некоторые части не успели занять укрепления. Те же, которые советские солдаты успели занять, немцы обошли, блокировали, и, несмотря на героическое сопротивление защитников, постепенно уничтожили.

Существует масса свидетельств геройства солдат, защищавших гродненский укрепрайон. Так, по воспоминаниям жителей одной из деревень, находящийся рядом с поселением дот выкинул белый флаг, а когда немцы подошли ближе, неожиданно открыл огонь и уничтожил роту фашистов. Позже немцы расстреляли этот дот с использованием зенитных орудий - он так и стоит, весь прошитый снарядами.

В некоторых ДОТах вырваны металлические амбразуры: немецкие войска, ощущая потребность в металле, добывали его всеми возможными методами.











Под дождем осматривать ДОТы было не очень интересно, и поэтому основная группа отправилась искать место для ночевки. Место, отмеченное на схеме под палатки нам совсем не подходило - открытая поляна на выдающимся в воду полуостровом - не самое лучшее место чтобы разместится под проливным дождем. Поэтому решили "немного" нарушить правила, и разместились вблизи одного из спрятавшегося в лесной части навесов. В проливной дождь такой навес - хорошее спасение от непогодв. Рядом было оборудованное кострище, а палатки пришлось ставить где придется - у дороге, в гуще кустарника, над обрывом берега Августовского канала... В обычной ситуации я никогда бы не выбрал такое менсто, но дождь всех измучил и поэтому другого выхода просто не было. Не смотря на капель с крон деревьев и сырость нам удалось развести костер и приступить к приготовлению ужина.









В это время произошло небольшое ЧП - мы потерряли "старую гвардию". Бибяев и Соколов отстали, чтобы осмотреть ДОТы, заблудились, промокли, стали паниковать и чтобы согрется использовали наш резерв - "аварийную" бутылку водки. К счастью все обошлось, и старики-разбойники были найдены спасательной партией в лице меня любимого... Но все равно, косых взглядов Вади Загорского им избежать не удалось - ну не верилось ему что они "просто так взяли, и заблудились".

Вечером нас всех ждало окончание дождя и долгожданный ужин. Картошка с тушенкой показалась самой лучшей едой на свете... даже лучше заявленных в предварительной программе шашлыков.



Вечером все дружно слушали аудиотрансляцию финала Лиги Чемпионов, любезно предоставленную ди-джеем Шишадским с "Радио Перелевка ФМ". К сожалению большинства победу праздновала Бавария.

Утро встретило солнцем. Пока некоторые полуночники просыпались, молодежь успела прогулятся к реке и наловить с дюжину мелких рыбешек. На уху все равно не хватало, поэтому снова сделали классическое блюдо - картоху с тушенкой. Желающие сходили в магазин в д.Соничи, кто-то прогуливался по многочиленным маркированным маршрутам, изучая ДОТы.























Время пролетело незаментно, и настала пора собираться - к четырем часам у мостанас должен был заборать микроавтобус. Из-за цейтнота в Святский усадебный комплекс мы не попали, зато до поезда успели погулять по Гродно, сделав красивые фотографии и бесплатно попав в зоопарк - лучший в Беларуси.















Долгую дорогу домой коротали обмениваясь впечатлениями и строя планы на будущее...
ЭКСКУРСИЯ В НОВОЗЫБКОВ | Экспедиция в Полистовский заповедник. Заповеднику нужна помощь!
Комментарии (3)
Хлебин Роман # 29 мая 2013 в 21:18 0
Позже добавлю еще фотов...
Максім Емяльяненка # 29 мая 2013 в 23:01 0
Роман, прочитал всё! Очень интересно, аж захотелось туда съездить. Спасибо за статью!
Хлебин Роман # 1 июня 2013 в 23:02 0
Можно присоединится к нашим поездкам. В ближних планах на лето - окрестности Смоленска (исток Сожа, Катынский лес и бункер Гитлера в Красном Бору), а также поездка в Полистовский заповедник с научными целями (будем помогать сотрудникам проводить инвентаризацию растительности и почв).