Наверх

Проблема с приставкой «гео»

Опубликовано: 77 дней назад (17 февраля 2017)
Рубрика: Без рубрики
Редактировалось: 2 раза — последний 17 февраля 2017
Просмотров: 230
0
Голосов: 2
Когда одна незадачливая чиновница из Белого дома демонстрировала полный пробел в знаниях по географии, о ней начали ходить анекдоты. Смеялся весь мир. Как это не знать самых простых вещей?! Поспорить сложно. Но владеем ли географией мы сами? Или такие знания давно превратились в информацию из разряда «спросить у google»? Знают ли ее сегодняшние школьники и студенты и почему? Мы обратились к председателю Белорусского географического общества, заведующему кафедрой общего землеведения и гидрометеорологии БГУ профессору Петру ЛОПУХУ.


Профессор Петр ЛОПУХ: «Нынешние выпускники времени на географию не тратят».
Фото Владимира ШЛАПАКА

— Петр Степанович, школьная программа по географии была практически полностью переписана, издаются новые учебники. Как это, на ваш взгляд, повлияет на качество знаний молодежи?

— Если говорить о количестве школьных часов, в преподавании географии ничего не изменилось. Но вот если смотреть по содержанию, программу пришлось серьезно ужать. Это, в первую очередь, связано с новым подходом в преподавании — в обязательном порядке курс за 9-й класс должен был стать завершающим, подытоживающим на этом этапе все пройденное. Пришлось курс «Географии Беларуси» за 10-й класс втиснуть в рамки 9-го. Чтобы на примере географии нашей страны систематизировать все полученные до этого знания.

Такой перенос не мог не повлиять на всю более раннюю программу, которую тоже нужно было переносить, сокращать. И при этом делать доступной и интересной. В итоге мы сокращали курс 6, 7 и 8-го классов. Ту же «географию материков и океанов» вместили в один год. «Начальный курс географии», который ранее приходился на 6-й и 7-й классы, попытались частично перенести в курс «Человек и мир» за 5-й класс. Ходили в Минобразования, объясняли, отстаивали. Пообещали, что сделаем учебник-навигатор, который дает базовые знания с отсылкой для углубленного изучения предмета на электронные ресурсы. Через ссылки, QR-коды. И этот учебник недавно появился. Издан такого же формата учебник за 6-й, 7-й класс проходит рецензию. Учебники для старших классов появятся к 2020-му. Хотя уже разработаны. Но в ближайшие четыре года будут работать переходные программы.

А вот то, что из курса 7-го класса убран экономический блок, момент положительный. Думаю, это правильно, поскольку такая информация в том возрасте еще тяжела для восприятия. 10-й и 11-й классы и вовсе оказались в выигрыше. В связи с тем, что сегодня делается ставка на профильное образование, мы ввели курс экономической географии. Это то, что нужно для выпускника, который в перспективе пойдет в вуз. И, возможно, свяжет свою жизнь с географией или экономикой. Мы даем знания по социально-экономической географии мира и глобальным проблемам человечества, то, что сейчас актуально. На базовом уровне — по одному часу в неделю, в профильном обучении — по три часа.

— Заинтересованы ли сегодня школьники в географических знаниях?

— Хотя география — наука комплексная, мировоззренческая, дает экологическую, экономическую грамотность, сегодня эти знания, увы, не востребованы. Выпускник не всегда заинтересован в том, чтобы тратить время на географию, ведь на ЦТ тест по предмету сдается лишь при поступлении на географические и природоведческие специальности. Мы пытаемся это изменить. Ведь были времена, когда этот экзамен сдавали при поступлении на специальности группы международных отношений, экономического и туристического направлений.
С учетом ситуации, неудивительно, что в первый год начала профилизации в школах не было ни одного географического класса. Пришлось проводить разъяснительную работу, в том числе Национальному институту образования. И уже после этого кое-где такие классы появились. Первым был Витебск, потом Могилев, Брест, Минск.



Даже в годы демографического спада конкурс на геофак составлял 1,2 человека на место.

— На геофак БГУ приходят лучшие. И все же пробелы в знаниях, убеждена, есть и у них. Чего не знают выпускники?

— Для любого человека географические знания важны. Тогда бы не было тех ляпов, которые зачастую звучат и с экранов телевизоров. Что касается абитуриентов, которые приходят к нам на первый курс (хотя это касается не только нашего направления), их приходится немного подтягивать. Все же один школьный урок географии в неделю — мало. Моя воспитанница, преподающая в школе, рассказала, что школьники из-за этого даже не всегда знают в лицо своего учителя.

В предыдущей программе очень плохо была представлена геология. И конечно, в этих знаниях у выпускников много пробелов. Сложно для восприятия были представлены летоисчисление, климат. Мы попытались как-то закрыть этот пробел новыми учебниками.

Впрочем, есть еще одна проблема — это учителя. Если преподавателей математики по стране около 20 тысяч, то географов — три тысячи. И зачастую они преподают сразу в нескольких школах, чтобы набрать необходимое количество часов. Или этот предмет отдается на откуп другим преподавателям. А что может дать учитель, не будучи специалистом в географической области? Зачастую он и сам плохо понимает материал, который дает школьнику. Отсюда пробелы в знаниях.

— В прошлом году геофак недобрал абитуриентов даже на бюджетные места. Причина — падение популярности географических профессий?

— Действительно, проблемы с набором, даже на бюджет, в прошлом году были. И это притом что даже в демографические «ямы» конкурс у нас был 1,2 человека на место. Но проблема не в непопулярности. В прошлом году нам заменили один экзамен ЦТ — математику на физику. И в итоге ребята посыпались. Похоже, такая же ситуация будет в этом году. Просим вернуть нам математику.

Есть проблемы и с распределением. Ситуация в организациях, потенциальных потребителях наших молодых специалистов, сегодня такая, что они боятся брать на себя какие-то конкретные обязательства. А учитывая, что в этом году будет сдвоенный выпуск, думаю, не все ребята будут распределены. Из этой ситуации вытекают проблемы и с магистратурой, аспирантурой. Зовем перспективных ребят, а они, например, уже получили приглашение на первое рабочее место. И место хорошее. Студенты зачастую не рискуют, ведь через год-два снова придется решать вопрос с распределением. А будет ли ситуация столь же благоприятной?


— Петр Степанович, и все же как, по-вашему, повысить популярность географии? Дело ведь не только в ЦТ.

— Посмотрите на ситуацию в России, какие там географические общества и какие люди их возглавляют! Президент Русского географического общества — министр обороны Сергей Шойгу. Это статус! Путин курирует попечительский совет РГО. Все руководящие работники уже второй год в обязательном порядке сдают зачет по географии. Вот вам и ответ. Как при таком отношении география может быть непопулярной? У нас географическое общество приравнено к другим общественным организациям. В России реализуются масштабные географические проекты, в том числе образовательные. Нам это не по силам. Вот недавно по нашей инициативе издали «Географический атлас учителя». Так он поступил еще не во все школы, даже в Минске. А ведь далеко не везде есть возможность восполнить этот пробел с мультимедиа.

Вера АРТЕАГА. Газета "Рэспубліка" 13.01.2017
ОТЧЕТ о приеме абитуриентов на географический факультет Белгосуниверситета в 2016 г.
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!