Наверх

ФЕДОР КАБОТ (1921–1995) ― ГЕРОЙ-ПОДВОДНИК И ПОЛЯРНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ

Опубликовано: 923 дня назад (14 мая 2015)
Рубрика: Без рубрики
Редактировалось: 1 раз — 14 мая 2015
Просмотров: 716
+3
Голосов: 3
ДА 70-ГОДДЗЯ ВЯЛІКАЙ ПЕРАМОГІ

ФЕДОР КАБОТ (1921–1995) - ГЕРОЙ-ПОДВОДНИК И ПОЛЯРНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ

Т.Ф. Кабот, БрГУ им. А. Пушкина, г. Брест, Беларусь

Советский полярник, гидрометеоролог Федор Федорович Кабот родился 4 января 1921 г. в д. Сеньковка Климовичского района в крестьянской семье. Закончил Гомельский индустриальный техникум строительных материалов. В 1940-1941 гг. он ― курсант Учебного отряда Подводного флота (Ленинград). С июня 1941 г. ― на службе в ВМФ: взвод разведки 98 отряда морской безопасности, подводная лодка С-16. С августа 1942 г. Федор Кабот ― в составе экипажа подводной лодки М-104 (Малютка-104 «Ярославский комсомолец») участвует в героической обороне Советского Заполярья. В составе 4-го дивизиона подлодок Северного флота М-104 провела 6 боевых походов (Варангер-фьерд, Варде, Варде-Конг-фьерд, Стольте-фьерд, Когс-фьерд). С июня 1944 г. лодка перешла в состав 4-го дивизиона подлодок ЧФ с базированием на Балаклаву. За храбрость, стойкость и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками старшина І статьи Федор Кабот награжден орденом Отечественной войны І степени, двумя орденами Отечественной войны ІІ степени, медалями «За оборону Советского Заполярья», «За победу над Германией в Отечественной войне 1941-1945 гг.».
С 1945 по 1948 гг. Федор Федорович ― начальник радиомастерской ІІ бригады подлодок ЧФ, живет в Балаклаве. Женился, у Федора и Раисы Кабот родилась дочь Лариса. После увольнения в запас Ф.Кабот, возвращается в Беларусь, в Брест, где работает инженером, а в 1950 г. стал одним из организаторов и первым начальником Брестской радиолокационной станции УГМС БССР (курсіў ― заўв. рэд.).
Он поступает на заочное отделение Ленинградского гидрометеорологического института, увлекается полярными исследованиями. В 1950-е гг. широкий круг задач по освоению Севера с использованием дрейфующих станций и воздушных экспедиций осуществляет Арктический и Антарктический НИИ. Советские дрейфующие станции обычно носили название Северный полюс (СП). Каждой станции присваивался порядковый номер. Станция выполняла программу комплексных круглогодичных научных исследований в области океанологии, аэрологии, метеорологии, геофизики, гидрофизики. Очередная станция СП начинала работу в апреле и действовала от 2 до 3 лет, пока льдина не выйдет в Гренландское море. За всю историю станций СП дрейфовало более 800 чел. Среднее количество работников на станции составляло 15 чел. СП-7 была открыта 21 апреля 1957 г., закрыта 11 апреля 1959 г. На станции работали две смены полярников. 25 марта 1957 г. Ф.Ф. Кабот был прикомандирован к центральной аэрологической обсерватории ГУГМС и зачислен на должность старшего инженера дрейфующей станции СП-7. Первая смена закончилась 22 августа 1958 г.
Приобретенный в процессе работы на станции бесценный опыт, знания, увлеченность особой атмосферой полярных исследований помогли Федору Федоровичу при прохождении строгой комиссии формирующей состав 6-й Комплексной Антарктической экспедиции. Программа антарктических исследований была создана специальным комитетом при ЮНЕСКО в 1955 г. Ученые СССР вели исследования на континенте с 1955 г. Первую советскую Антарктическую экспедицию (САЭ) возглавлял доктор географических наук, Герой Советского Союза М.М. Сомов. Под его руководством была построена первая Антарктическая станция ― обсерватория «Мирный» (названа в честь легендарного шлюпа «Мирный»). Сомов возглавил поход санно-тракторного поезда вглубь материка на ледяной купол, где была построена станция «Пионерская». Флагманом Антарктических экспедиций был дизель-электроход «Обь», мощный ледокольный корабль. Второе судно ― дизель-электроход «Лена». Континентальные антарктические экспедиции в 1956-1959 гг. создали в Антарктиде семь стационарных научных баз: обсерваторию «Мирный», станции «Пионерская», «Восток-1», «Комсомольская», «Восток», «Оазис», «Советская». Кроме того, в районе полюса была создана станция «Полюс» для эпизодических научных наблюдений. В последующие годы САЭ продолжили исследования, не ограничиваясь стационарными наблюдениями на станциях. Многочисленные полевые партии проводили разносторонние исследования значительных районов материка.
Выписка из трудовой книжки начальника аэрологической станции Брест Ф.Ф. Кабота от 24.10.1960 г.: «Откомандирован в распоряжение Арктического и Антарктического научно-исследовательского института…, зачислен на должность младшего научного сотрудника по радиолокации станции «Лазарева» 6 Комплексной Антарктической экспедиции». 5 ноября 1960 г. Федор Федорович отбыл на дизель-электроходе «Обь» в Антарктиду. «Обь» впервые отправилась в Антарктику без сопровождающего судна, имея на борту весь состав экспедиции во главе с В.Дриацким. Через 36 дней электроход подошел к станции «Лазарев» и высадил около 1/5 состава экспедиции. В задачи экспедиции входило создание в первую очередь в том же районе на Земле Королевы Мод станции «Новолазаревская» и перенос туда программы наблюдений проводимых до этого на станции «Лазарев». Станция была перенесена с шельфового ледника, с которым устойчиво двигалась в океан. Местоположение для этих двух станций специально выбиралось советскими полярниками в том районе, где моряки Первой русской Южно-Полярной экспедиции под командованием Ф. Беллинсгаузена и М. Лазарева в 1820 г. увидели впервые Антарктический материк. Станция «Новолазаревская» была открыта 18.01.1961 г. в оазисе Ширмахера. Впоследствии А. Трешников ― академик, океанолог, директор ААНИИ в 1960-1981 гг., назвал «Новолазаревскую» «самым уютным уголком Антарктиды». Под руководством начальника станции Владислава Иосифовича Гербовича коллектив уверенно реализовывал намеченную программу наблюдений. Из письма В. Гербовича Ф. Каботу: «Чем дальше уходят те времена, когда мы были молодыми, тем дороже воспоминания о прошлом, тем более о хорошем прошлом, а таким для меня является строительство и зимовка на станции «Новолазаревской»… Было много увлеченности, надежды, взаимопомощи. Станция получилась хорошей, все работали с энтузиазмом. Я был тогда молодым, опыта не имел, и с признательностью вспоминаю ту помощь, которую вы тогда оказали. Ваш опыт и знания дали возможность отлично организовать учет, предотвращали многие ошибки, выручали в трудных ситуациях».
Сложные погодные условия характерны для Антарктиды и полярники с ними справляются. Однако ситуация, когда у врача станции «Новолазаревская» Леонида Рагозина случился приступ аппендицита, стала экстраординарной. Рассчитывать на помощь с других станций не приходилось, и Рагозин принял решение оперировать себя самого. При помощи товарищей, главным образом, Ф. Кабота, уникальная операция была сделана успешно.
Работа на станции «Новолазаревская» оказалась не последней встречей Федора Федоровича с суровым материком. Из письма В. Гербовича от 14.03.1966 г.: «Федор Федорович! Как вы смотрите на новую поездку в Антарктику?... Я поеду в «Мирный», поэтому хочу подобрать, по возможности, товарищей, которых я знаю, на которых можно положиться в трудных условиях».
В декабре 1967 г. Ф. Кабот был зачислен инженером-радиолокаторщиком аэрометеорологического отряда обсерватории «Мирный» 12-й САЭ. Под руководством начальника обсерватории В. Гербовича сложился коллектив настоящих профессионалов, людей отважных, сильных духом. Гербович был неоднократным начальником обсерватории, где была расположена база, откуда осуществлялось управление всеми действующими стационарными антарктическими станциями. Во время 12 САЭ были продолжены стационарные наблюдения на 4-х станциях, совершен внутриконтинентальный поход. По возвращении из экспедиции в 1968 г. Ф.Кабот работал начальником Объединенной аэрологической станции Брест, начальником Бюро эксплуатации и проверки приборов Белорусского территориального гидрометеоцентра (Минск), затем ― директором Брестской зональной обсерватории.
Умер 30.09.1995 г. Похоронен в Бресте на кладбище «Плоска».
22 апреля - Международный день Матери-Земли | 9 мая произойдет редчайшее космическое событие
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!